Надежда Панова
Консультация для воспитателей по реализации технологии деятельностного метода «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности реализации этапов технологии деятельностного метода «Ситуация»
1) Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней
потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую» цель, основанную на ключевых потребностях и интересах детей). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т. п. Источниками формирования ситуация могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события,
Публикация «Консультация для воспитателей по реализации технологии деятельностного метода „Ситуация“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
происходящие в жизни группы, воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе, средствах массовой информации и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?»,
«Сможете?». Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с
программными задачами обучения, воспитания, развития («взрослой» целью). Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, «поиграть», А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, «помочь кому-либо»). Как подчеркивал Л. C. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Задавая вопросы в такой последовательности «Хотите?» — «Сможете?», воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.
Голосом, взглядом, жестом взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Итак, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»).
2) Актуализация знаний и умений.
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в
рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом у детей формируются такие предпосылки универсальных учебных действий, как умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки. При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям». В зависимости от программных задач, особенностей детей группы данный этап может быть включен в рамки одного развивающего занятия (образовательной ситуации ОНЗ, так и распределен во времени как преддверие специально моделируемой ситуации затруднения.
3) Затруднение в cumyaции.
Данный этап является ключевым, так как содержит в своем истоке основные
компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности : для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным действием». Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит только «открыть» и
которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин). Данный этап чрезвычайно важен с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. Вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать то, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать - не страшно, страшно - не узнать». Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели, у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже цель, связанная с
познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью). Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа учебную
задачу воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались!
Значит, нам надо узнать.». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной задачи, при этом она проговаривается ими во внешней речи. Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
4) «Открытие» нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного
поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения могут быть способы «попробовать догадаться самому», «придумать самому» и «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.
В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ -
«придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает детям «открыть» новое знание, которое фиксируется ими в речи, а, возможно, и знаково. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления
затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания.
В зависимости от программных задач, возрастных и индивидуальных
особенностей детей группы, выбранных способов преодоления затруднения,
данный этап может быть реализован как в рамках одного развивающего занятия, так и распределен во времени и реализован в течение дня (или даже недели).
5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
На данном этапе воспитатель создает ситуации, предлагает различные
виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в
измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом, педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в
старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас
будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?» и др. В старшей и подготовительной к школе группе может использоваться игровой сюжет «Школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях.
Дети приобретают опыт выполнения контроля над способом выполнения
своих действий и действий сверстников. Использование на данном этапе
различных форм организации той или иной деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников. Данный этап, впрочем, как и предыдущий, может быть реализован в рамках одного развивающего занятия, так и распределен во времени.
6) Осмысление. Итог.
Завершающий этап является необходимым элементом в структуре
рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» - воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и
зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» - подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось., потому что узнали (научились).»). В младшем возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели.
На этом этапе особо следует уделить внимание эмоциональной составляющей взаимодействия взрослого и детей: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (от совершенного открытия, от совместной работы и т. д.). Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).