вера дербуш
Консультация для воспитателей по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : воспитатель Дербуш Вера Владимировна
"Формирование основ ПДД у детей в подготовительной группе
детского сада"
Рост количества машин на улицах городов, посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Публикация «Консультация для воспитателей по ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего, в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет:
1. Закрепляются правила светофора.
2. Систематизируются знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
3. Знакомят с понятиями "площадь", "бульвар", "проспект".
4. Формируют умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме по местности.
5. Проводятся наблюдения за пешеходами, за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора.
6. Расширяются знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.
7. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
8. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Дети должны знать, что знаки бывают:
-предупреждающие (они изображены в красном треугольнике);
- запрещающие (изображены в красном круге);
- предписывающие (изображены в круге голубого цвета);
- Особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);
- информационные (изображены в квадрате голубого цвета);
- знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).
9. Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей,
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы
должны пользоваться только ими,
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной
безопасности.
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,
- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитания культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин ("Транспорт", "Улица нашего города", "Дети и дорога" и др.); наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.
В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие "левая, правая сторона", то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.
В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта, учат планировать процесс возведения построек, объединённых общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструктами; учат создавать различные модели по рисунку, по собственному замыслу.
В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме "Дорожная азбука"
Большое значение в вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте имеет работа с родителями. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях можно использовать:
-информацию на стендах для родителей, в папках-передвижках;
-родительские собрания, беседы с участием инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц;
-деловые игры и тренинги;
-"открытые дни" для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
-устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые возникнуть на дороге;
-совместные праздники и развлечения ("Папа, мама и я - пешеходная семья")
-выпуск стенгазеты для родителей, посвященной профилактике дорожно-транспортного травматизма
Огромное значение для формирования основ безопасности ребёнка имеет игровая деятельность детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки.
Через игровую деятельность:
- Дети знают, умеют узнавать и называть разные виды транспорта;
- Имеют представление о дороге, умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину и знают их назначение;
- Знают сигналы светофора и их значение;
- Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
Дидактические игры
«Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: картинки (карточки) с изображением транспорта.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.
«Собери знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Материал: в конвертах пазлы – дорожные знаки, фишки.
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде (сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.
«Красный - зеленый»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость.
Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета.
Ход игры: Нужно взять два шарика – зелный и красный. Воспитатель дает ребенку в руку красный шарик, ребнок – называет запрещающий знак. Если зелный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет – выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.
Подвижные игры.
«Найди свой цвет», «Поезд», «Автобус», «Стоп».
Цель: развить у детей реакцию на сигнал, уточнить знания детей о цвете.
«К своим знакам»
Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.
Материал: дорожные знаки.
Ход игры: Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.
«Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»
Цель: закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.
Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.