алла спиридонова
Консультация для воспитателей
▼ Скачать
Системно – деятельностный подход как основа организации
воспитательно – образовательного процесса
(на основе статьи из справочника старшего воспитателя)
Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребёнка (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зон ближайшего развития.
Публикация «Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Системно – деятельностный подход к воспитательно – образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребёнок получает не в готовом виде, а входе активного взаимодействия с окружающим миром, становится для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
Ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);
Решать задачи (как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне);
Отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.)
При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов:
Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребёнок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки;
Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребёнка. Если в раннем детстве это манипуляции с предметами (катится – не катится, звенит - не звенит и т. п., то в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Дети в процессе игры становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемные ситуации (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; или как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.);
Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. В совместной деятельности ребёнок узнаёт новое, ещё неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов или почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.);
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Этот принцип предполагает, что ребёнок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например, лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали);
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребёнка должен быть мотив к выполнению того или иного действия. Т. е. он должен знать, для чего он это делает, например, он украшает салфетку, лепит утят или строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам, вернуть утят - маме утке;
Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. Этот принцип предполагает подведение итогов, рефлексию. Вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия типа «где мы были? чем мы занимались?» и т. п. Они должны быть проблемного характера, например, «зачем мы это делали? какое задание для вас было самым трудным? почему?» и т. д. Так ребёнок учится анализировать, что у него получилось, а что можно было сделать по-другому;
Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средств видов деятельности. Это воспитательное значение деятельности (оказывая помощь кому-то, мы воспитываем доброту, отзывчивость) и социально – коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания друзей и т. д.);
Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Согласно данному принципу педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей (например, давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной королеве, находиться рядом, а не «над детьми»;
Принцип активности ребёнка в образовательном процессе. Этот принцип заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмысление, переработке и применении. Для того, чтобы активизировать детей. Педагог задаё т различные вопросы: «А как ты думаешь, Саша, на чём нам лучше отправиться к Снежной королеве? или «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т. п. Обязательно надо отмечать конкретные заслуги каждого ребёнка («Марина замечательно выполнила трудное задание).
Образовательная деятельность на основе системно – деятельностного подхода имеет определённую структуру, которая состоит из пяти этапов:
• Введение в образовательную ситуацию (организация детей);
• Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;
• Проектирование решения проблемной ситуации;
• Выполнение действий;
• Подведение итогов, анализ деятельности.
Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы (к детям кто-то приходит в гости либо в группу вносится что-то новое).
Важным этапом образовательной деятельности на основе системно – деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он даёт детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию – затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвёте цветы? Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на поляне растёт только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»
Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираясь на их личный опыт.
На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Данный этап также предусматривает:
- нахождение места «нового» знания в системе представлений ребёнка (н-р, мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. Этого делать нельзя);
- возможность применения «нового» знания в повседневной жизни;
- самопроверку и коррекцию деятельности. Н-р, ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?
Этап подведения итогов и анализа деятельности включает в себя:
• Фиксацию движения по содержанию («что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);
• Выяснение практического применения нового содержательного шага (важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни);
• Эмоциональную оценку деятельности (у вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу);
• Рефлексия групповой деятельности (что вам удалось сделать вместе? В команде);
• Рефлексия собственной деятельности ребёнка (а у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему).
Немаловажное значение для реализации системно – деятельностного подхода имеет развивающая предметно – пространственная образовательная среда, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество).
Для этого в группах детского сада оборудуются зоны: экспериментирования, художественного творчества, природы, познания (материалы и оборудование зон см. книгу Коротковой Н. А., Дороновой Т. Н.).
Используя составляющие развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать.
Системно – деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом – делать обучение мотивированным, приучать ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Системно – деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования и создаёт основу для успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.