Ольга Малова
Консультация для воспитателей «Медлительные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Медлительные дети!».
Медлительные дети такие разные – флегматики и меланхолики, тревожные и безмятежные, сонные толстячки и тоненькие мечтатели. Но все они требуют огромного терпения, внимания, такта и помощи со стороны взрослых.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Необходимо выделять медлительных детей как относящихся к особой группе риска прежде сего потому, что еще до школы они испытывают массу негативных реакций оттого, что они "не такие как все", что они "другие", оттого, что взрослые стараются "переделать" их, порой, не считаясь с их возможностями, не замечая того, что они страдают, что нарушается их развитие, ухудшается здоровье. Для того чтобы они в легкой форме адаптировались в ДОУ и в школе, важно знать и учитывать их особенности.
Еще до школы, когда медлительный ребёнок посещает ДОУ, все зависит от отношения взрослых к его медлительности. Он фактически не испытывает особых осложнений в детском саду, до тех пор пока интенсивность работы не превысит его возможностей. Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.
Неврологи называют медлительных детей гиподинамичными. Часто в их медицинских картах можно увидеть диагноз «синдром дефицита внимания» (диагноз гиперактивных детей СДВГ, то есть проблема одна – дефицит внимания, а подвижность нервных процессов разная.
В детском саду гиподинамичные дети обычно воспринимаются воспитателями как «удобные» или, по крайне мере, «безобидные». Но уже в первом классе медлительные дети часто вызывают раздражение и у взрослых, и у ровесников. И называют таких детей разными словами: в детском саду «тюфячком» и «копуша», а в школе к ним приклеивается обидное клеймо «тормоз» или «мямля»; дошколенок «летает в облаках», а первоклассник в лучшем случае «считает ворон».
Медлительные дети обладают особым типом нервной системы, который принято называть «слабым», что не означает «плохой» - просто другой. Ведь по уровню психического развития медлительные дети не отстают от своих шустрых ровесников. Однако специфические трудности у них есть.
Трудности с адаптацией. Новые обстоятельства, резкие изменения темпа жизни провоцируют у таких детей нервозы.
Низкий темп деятельности. Если медлительного ребенка торопить, он начинает нервничать, и качество выполнения им задания резко падает.
Утомляемость. Медлительные дети быстрее устают, а взрослым кажется, что чадо просто «тянет резину», ленится. Неврологи отмечают, что у медлительных детей часто наблюдаются нервные тики и другие невротические реакции, связанные с высокой утомляемостью.
Дефицит внимания. Маленький «копуша» замирает, наполовину надев колготки, - его отвлекает вид из окна. И чтобы он завершил этот процесс, маме, или воспитателю придется напомнить ему еще раз. А выполнить с медлительным ребенком какие-то задания «сущий ад», особенно для мамы, или воспитателя с высоким темпом деятельности.
Ситуация усугубляется в школе – ведь надо выполнять задания и на время, и на оценку. Это обстоятельство важно учитывать родителям, когда приходит пора присмотреться к будущей учительнице.
Трудности в общении. Медлительные дети от природы часто мечтательны, не слишком общительны, для них очень важна психологическая безопасность. «Тюфячку» комфортно дружить с одним товарищем или «потеряться» в толпе детей – лишь бы не трогали. Такого ребенка и в детском саду нельзя «силком в хоровод» загонять, и требовать от него большой социальной активности в школе тоже бесполезно.
Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей. Ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут. Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, последние быстрее овладевают требуемыми движениями и это обескураживает медлительных, создает у них спешку и тревожное состояние. Воспитателям также рекомендуется проводить занятия в подгруппах, чтобы медлительные дети выполняли задания игры в своём темпе.
Правила для взрослых на каждый день!
• Не сравнивайте медлительного ребенка с его подвижными сверстниками.
• Без необходимости не торопите ребенка, лучше научите его следить за часами. Торопить и подгонять ребенка бесполезно и вредно. Он затормаживается еще сильнее. Не следует проявлять спешку и нервничать, делая что-либо с ребенком. Спешка вызывает еще большее замедление реакции, а так как торопят его постоянно, то возрастает риск невротизации. Рассчитывайте время так, чтобы ребенок мог собраться в том темпе, в котором он может.
• Старайтесь резко не прерывать игру ребенка, заранее предупредите о смене деятельности: «Через десять минут пойдем гулять». Научите ребенка следить за временем. Дошколята плохо воспринимают время как процесс. Помощь могут оказать песочные часы, которые дают зрительное представление «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться пока сыплется песок в часах. Это дает время ребенку самостоятельно оценить скорость своих действий. Похвалите ребенка, если он уложился во времени, но не ругайте, если что-то пока не выходит.
• Ровный тон, доброжелательное обращение намного эффективнее крика и наказаний. Не ругайте ребенка за медлительность, это только закрепит его мнение о себе как о «копуше». Лучше окажите организующую помощь: например, вместо того чтобы одевать ребенка, диктуйте ему (дружелюбно) алгоритм этого процесса. Медлительные дети могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в длинный монолог. Пожелания должны быть четкими и ясными («Пойди возьми куртку. А затем я скажу, что делать дальше».)
• Старайтесь как можно чаще играть с ребенком в подвижные игры. Однако избегайте соревнований и эстафет, поскольку его медлительность может вызвать раздражение у товарищей.
• Придерживайтесь позитивной модели воспитания : подбадривайте ребенка, подчеркивайте его успехи!
Конечно, из медлительного ребенка сделать «шустрика» невозможно, но помочь ребенку поверить в себя, дать возможность испытать радость от преодоления трудностей можно. Общение, воспитание медлительных детей требует от взрослых большого терпения, чувства юмора и фантазии.
Игры для медлительных детей
1. Игры со сменой темпа движений:
Ходьба-бег-ходьба медленная. Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого, или при смене музыкального сопровождения.
Хлопать в ладоши с разной скоростью, опять по сигналу.
2. Игры с максимально быстрыми движениями:
Детям раздаются листочки бумаги с нарисованным квадратом 10x10 см и карандаши. По сигналу дети ставят точки в квадрате, поставивший большее количество точек получает приз.
Цветочный волчок. Каждый ребёнок выбирает для себя название какого-то цветка (одуванчик, ромашка, роза). Воспитатель запускает волчок, затем говорит название цветка:
- Ромашка! - Я! - отзывается "Ромашка" и быстро подкручивает волчок. Подкрутив, говорит название следующего цветка.
Кто не успел отозваться или у кого упал волчок - выходит из игры.
3. Игры на развитие внутреннего торможения:
Игровая гимнастика. Дети повторяют вслед за воспитателем его движения : хлопки над головой, за спиной; прыжки; приседания и т. д.
"Запретное движение" правила игры знакомы многим.
Воспитатель говорит детям : "Если назову кого-нибудь, кто может летать, например, бабочку, то поднимите руки вверх и скажите хором: "Летает!" Если назову нелетающее животное, например, льва, - молчите и не поднимайте руки".
4. Эстафеты. Здесь возможны разные варианты, например, бежать со стаканом воды так, чтобы она не расплескалась (сначала стакан наливаем на 1/3, позже - почти доверху); бежать, отбивая рукой воздушный шарик и т. п.
Медлительный ребёнок по сути дела может всё, что может подвижный, но даётся ему это очень, дорогой ценой, если воспитатели и родители своевременно помогут ему компенсировать недостаток подвижности нервных процессов, то в дальнейшем облегчат ему адаптацию к требованиям социальной среды.