Надежда Попова
Консультация для воспитателей «Медлительные дети!».
▼ Скачать + Заказать документы
Медлительные дети!
Что общего у умницы графа Вишенки из «Приключений Чиполлино», сонного Пончика из «Приключений Незнайки», миролюбивого кота Леопольда из мультфильма и меланхоличного Пьеро из «Золотого ключика»? все они никуда не торопились! Медлительные дети такие разные – флегматики и меланхолики, тревожные и безмятежные, сонные толстячки и тоненькие мечтатели. Но все они требуют огромного терпения, внимания, такта и помощи со стороны взрослых.
Публикация «Консультация для воспитателей „Медлительные дети!“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Неврологи называют медлительных детей гиподинамичными. Часто в их медицинских картах можно увидеть диагноз СДВ «синдром дефицита внимания» (диагноз гиперактивных детей СДВГ, то есть проблема одна – дефицит внимания, а подвижность нервных процессов разная.
В детском саду гиподинамичные дети обычно воспринимаются воспитателями как «удобные» или, по крайне мере, «безобидные». Но уже в первом классе медлительные дети часто вызывают раздражение и у взрослых, и у ровесников. И называют таких детей разными словами: в детском саду «тюфячком» и «копуша», а в школе к ним приклеивается обидное клеймо «тормоз» или «мямля»; дошколенок «летает в облаках», а первоклассник в лучшем случае «считает ворон», а то и вообще «пыльным мешком пристукнутый».
Медлительные дети обладают особым типом нервной системы, кторый принято называть «слабым», что не означает «плохой» - просто другой. Ведь по уровню психического развития медлительные дети не отстают от своих шустрых ровесников. Однако специфические трудности у них есть.
Трудности с адаптацией. Новые обстоятельства, резкие изменения темпа жизни провоцируют у таких детей нервозы.
Низкий темп деятельности. Если медлительного ребенка торопить, он начинает нервничать, и качество выполнения им задания резко падает.
Утомляемость. Медлительные дети быстрее устают, а взрослым кажется, что чадо просто «тянет резину», ленится. Неврологи отмечают, что у медлительных детей часто наблюдаются нервные тики и другие невротические реакции, связанные с высокой утомляемостью.
Дефицит внимания. Маленький «копуша» замирает, наполовину надев колготки, - его отвлекает вид из окна. И чтобы он завершил этот процесс, маме придется напомнить ему еще раз. А выполнить с медлительным ребенком какие-то задания «сущий ад», особенно для мамы и папы с высоким темпом деятельности.
Ситуация усугубляется в школе – ведь надо выполнять задания и на время, и на оценку. Это обстоятельство важно учитывать родителям, когда приходит пора присмотреться к будущей учительнице.
Трудности в общении. Медлительные дети от природы часто мечтательны, не слишком общительны, для них очень важна психологическая безопасность. «Тюфячку» комфортно дружить с одним товарищем или «потеряться» в толпе детей – лишь бы не трогали. Такого ребенка и в детском саду нельзя «силком в хоровод» загонять, и требовать от него большой социальной активности в школе тоже бесполезно.
Конечно, из «мямлика» сделать «шустрика» невозможно, но помочь ребенку поверить в себя, дать возможность испытать радость от преодоления трудностей можно.
Правила для взрослых на каждый день!
• Не сравнивайте медлительного ребенка с его подвижными сверстниками.
• Без необходимости не торопите ребенка, лучше научите его следить за часами.
• Старайтесь резко не прерывать игру ребенка, заранее предупредите о смене деятельности: «Через десять минут пойдем гулять».
• Не ругайте ребенка за медлительность, это только закрепит его мнение о себе как о «копуше». Лучше окажите организующую помощь: например, вместо того чтобы одевать ребенка, диктуйте ему (дружелюбно) алгоритм этого процесса.
• Старайтесь как можно чаще играть с ребенком в подвижные игры. Однако избегайте соревнований и эстафет, поскольку его медлительность может вызвать раздражение у товарищей.
• Придерживайтесь позитивной модели воспитания: подбадривайте ребенка, подчеркивайте его успехи!