Анастасия Федорова
Консультация для воспитателей по обучению грамоте «Развитие речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56 комбинированного вида»
Консультация для педагогов по теме:
Обучение грамоте детей в детском саду
Подготовила учитель-логопед
Федорова Анастасия Ивановна.
2019 г.
Публикация «Консультация для воспитателей по обучению грамоте „Развитие речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Он осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.
Обучение построено на последовательном, поэтапном обучении детей
• звуковому и звуко-буквенному анализу,
• подготовке руки ребенка к письму.
Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении - ознакомление детей со звуковым анализом.
На первых занятиях педагог знакомит детей с понятиями о неречевых звуках (это то, что мы слышим) Уточняет, какие неречевые звуки можно услышать в городе, в лесу, в деревне, на кухне….
Затем объясняет, что люди тоже могут произносить звуки. Это – звуки речевые, их мы слышим и произносим). Звуки «живут» в словах.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.
Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э (здесь и далее обозначаю звуки без специальных скобок, чтобы любому взрослому все было понятно).
Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же от детей, еще не знакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует, а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет).
Если же йотированная буква встречается после согласной — ее звучание в слове меняется, и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД — МЬ, О, Т (звук Й исчез).
Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (Нь, Пь, Ть, Вь, Сь и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. ( Сравните: ныть — нить, мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.)
Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости — мягкости.
Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание, которому следует специально обучать дошкольника, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).
Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом, названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.
Задача педагога — помочь детям различать звуки по их принадлежности к гласным либо согласным, а согласные, в свою очередь, дифференцировать по звонкости — глухости, а также твердости — мягкости. Последний фактор особенно важен, так как такие согласные обозначаются на письме общей буквой ( сравните: нос — нёс, сад — сядь и пр.)
Сначала дети знакомятся с гласными звуками (воздух при произнесении гласных не встречает преграды, их легко петь, можно долго тянуть).
Знакомство со звуками начинается с гласных А, О, У, Ы, Э. Сначала дети выделяют ударный гласный звук в начале слова. Детей учат интонационно выделять изучаемый звук, т. е. доказывать, что этот звук есть в слове (о-о-облако, у-у-утка, потом в конце (автобусы-ы-ы, грибы-ы-ы, в середине односложных слов (до-о-ом, ко-о-от)
Из методики русского языка известно, что речедвигательный анализ слов (медленное, послоговое проговаривание, которому следует специально обучать дошкольника, готовит его не только к осознанному, грамотному письму, но и к правильному чтению (без пропусков, замен и искажений).
Затем начинают знакомить с согласными звуками (воздух при произнесении согласных встречает преграду, и соглашается с нею). Преградой для воздуха могут быть губы, зубы или язычок в разных вариантах. Обозначаются синим цветом (твердые) и зеленым (мягкие) звуки. Артикуляцию изучаемого звука необходимо уточнять на каждом занятии.
Потом дети узнают, что согласные могут быть твердые и мягкие, звонкие (состоят из голоса и щума) и глухие (состоят только из шума). Звонкость и глухость можно проверить с помощью ладони, приложив её к горлу и ощутив его дрожание, или закрыв уши руками.
Важно научить различать понятия «звук» и «буква»
Звук - то, что мы слышим и произносим, а
Буква - то, что мы видим и пишем.
Буква - это «одежда» для звука).
При знакомстве с буквой, обязательно надо разобрать, из каких частей состоит, какой формы и размера части, как расположены в пространстве. Гласные пишут красным цветом, согласные – синим (твердые) и зеленым (мягкие). Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Это работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.
Ознакомление со словом. Бывают слова-предметы (отвечают на вопросы кто это, что это, слова-признаки (какой, какая, слова-действия (что делает, что сделал).
Знакомятся с моделированием (графическое изображение) слова с помощью полоски, учатся делить полоску на столько частей, сколько частей (слогов) в данном слове.
Потом знакомим с детей с предложением
Чтобы познакомить детей с составом предложения, попросите ребенка рассказать о предметах, которые его окружают. Объясните, что вы понимаете его, потому что он выражает свою мысль словами. Слова произносятся одно за другим, как в цепочке, и образуют предложение.
Назови, сколько слов. Вместе с ребенком возьмите две длинные полоски бумаги: одну покороче, а другую подлиннее. Придумайте короткое предложение. Например: Кошка играет. Пусть ребенок назовет количество слов в предложении и разрежет полоску на две части. Полоска будет для ребенка условной схемой.
Затем назовите длинное предложение: Серый ежик пьет молоко. Разберите его по схеме, указанной выше. Напомните ребенку, что полоску надо разрезать на количество частей, равное количеству слов в предложении.
Составь предложение. Ребенок самостоятельно составляет предложение со словами, которые называет взрослый. Например, лес, кошка, дом, мячик, цветок. Поощряйте желание ребенка назвать как можно больше предложений с одним и тем же словом.
Живые слова. Постарайтесь показать, что слова в предложении звучат (живут, стоят друг за другом в определенной последовательности. От места их расположения зависит, как звучит предложение (красиво или нет).
1. Составь предложение, в котором все слова начинались бы со звука М: Мама моет Машу мочалкой. Со звуком С: Саша сел в сани.
2. Составь предложение о рыбаках из двух слов. Теперь из трех. Из четырех слов. Начерти на листе бумаги черточки по количеству слов в предложении и громко назови каждое слово.
Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность. Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».
Приложение.
При работе с детьми можно временно подменить одни символы (буквы) другими, которые будут легко запоминаться детьми.
Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребенка на положение губ при артикуляции соответствующего гласного звука и соотнести каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими формами. (Звук У мы обозначаем маленьким кружком, звук А -большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Э — нижней половинкой круга. Звук Ы – трапеция.
С символами мы предлагаем знакомить детей постепенно, по мере изучения соответствующих согласных звуков: по два-три на каждом занятии в массовых группах и по одному в логопедических.