Ирина Репьяхова
Консультация для воспитателей «Петриковская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративная роспись в системе Укрхудожпрома представлена только одним, но широко известным предприятием – Петриковская фабрика «Дружба».
Петриковка – старинное украинское село Царичанского района Днепропетровской области. Его название определило наименование сложившейся здесь уникальной школы орнаментального искусства.
Публикация «Консультация для воспитателей „Петриковская роспись“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Стилистические черты Петриковской росписи, в основе которой лежит растительный орнамент и характерные приёмы кистевого письма, формировались ужу в советское время на почве местных художественных традиций. Петриковчане издавна славились как искусные мастера настенной росписи, декорирования отдельных предметов меблировки крестьянского дома и деревянной утвари.
Многие музеи Украины хранят прекрасные образцы Петриковских расписных сундуков, столов, полок для посуды, тарелок и т. д.
В 1936 году в Петриковке была открыта двухгодичная школа декоративного рисования, в которой преподавали выдающиеся мастера Петриковской росписи. Выпускники этой школы стали впоследствии ведущими творческими мастерами Петриковской фабрики «Дружба», где в 1958 году было основано производство сувенирных изделий с подлаковой росписью.
В 50-е годы освоение новой технологии производства сопровождались поисками новых тем, композиционных и колористических решений, приемов письма. Обращение к населению, богатому местной орнаментальной культурой, и творческое переосмысление традиций, постоянная работа по развитию ассортимента и активный приток в промысел молодых кадров обеспечили успех изделий с подлаковой росписью.
Сегодня фабрика «Дружба» объединяет более 80-ти мастеров Петриковской росписи и выпускает самую разнообразную продукцию серийного и уникального характера. Основной ассортимент и формы изделий, изготавливаемых из древесно-стружевой массы способом горячей прессовки, - декоративные тарелки, шкатулки, туалетные коробочки, пудреницы и другое,- устойчив в силу технических особенностей производства. Более разнообразна продукция из дерева, выпуск которой был начат в 1975 году по инициативе художника ЦХКТБ В. Виноградского и главного художника фабрики В. Соколенко: ложки, солонки, наборы посуды для ухи, отдельные предметы и наборы кухонной утвари.
На выставках фабрика «Дружба» представлена и росписью на бумаге. Петриковские мастера виртуозно разнообразными приемами свободного и широкого кистевого письма, а также более дробными и тонкими, выработанными опытом декорирования изделий разных форм.
Роспись в Петриковке выполняют специальными кистями из кошачьей шерсти, позволяющими делать не только широкие мазки, но и тончайшие, едва заметные штрихи. При этом в краску добавляют суспензию яичного белка и желтка, что усиливает интенсивность цвета и повышает выразительность мазка, обретающего черты пластичности.
В Петриковских росписях нередко встречается оригинальный прием «перехода мазка», для выполнения которого кисть последовательно опускают в несколько красок, отчего мазок получается многоцветным. Отдельные завитки орнамента, например, изображения калины, роз, георгин, ягод, выполняют кончиком пальца, предварительно обмакнув его в краску.
Опытные мастера пишут без каких-либо предварительных набросков: сначала на декорируемой поверхности изделия располагаются по цвету и размеру элементы задуманного узора, затем мелкие элементы, дополнительные. Заканчивают роспись тонкими отделочными штрихами, которые нередко ложатся поверх широких мазков, усиливая направленность их движения, организуя форму.
Композиция и масштаб росписи всегда подчинены форме и размеру изделия. У каждого мастера есть свои излюбленные приемы построения композиции и самого письма, мотивы, орнаменты, цветосочитания и оттенки цвета, но есть и то общее, что объединяет Петриковских художников – любовь к многоцветной росписи, колорит, основанный на гармонии «теплых» тонов, тяготение к яркому цветовому пятну, локальному цвету. На черном фоне изделия, который в Петриковке предпочитают всем прочим, краски росписи получают особенную глубину и звучность.
Орнамент росписи растительный, преимущественно цветочный. Фантазия Петриковских мастеров нередко сплетает в единый узор изображения садовых и полевых цветов, колосья злаков, гроздья ягод и плодов, птиц, бабочек – извечных символов красоты и щедрого плодородия земли. Некоторые мастера проявляют интерес к сложным тематическим решениям, реализуя свои творческие замыслы в индивидуальных работах выставочного характера или уникальных изделиях для фирменной торговли.
Следует отметить, однако, что сюжетные изображения в Петриковских росписях никогда не имеют самостоятельного значения. Они включаются в орнаментальную композицию как один из ее составных элементов.
Питаемая древней традицией, Петриковская роспись обрела сегодня широчайшую популярность. Она завоевала прочные позиции в художественных промыслах и промышленности, графике и оформительском искусстве. Мастера фабрики «Дружба» внесли весомый творческий вклад в развитие украинского декоративно-прикладного искусства.