Елена Бармина
Система экскурсий на один объект (плавни) в разное время года
▼ Скачать + Заказать документы
Система экскурсий на один объект (плавни) в разное время года.
(ЭКСКУРСИЯ В ПЛАВНИ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД) .
Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами в плавнях (цвет воды, отражения в ней неба, облаков; трава на берегах увядает, камыш, осот засыхают, кустарники сбрасывают листву) .
Публикация «Система экскурсий на один объект (плавни) в разное время года» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Формировать обобщённое представление о водоплавающих птицах (утка, гусь, лебедь – они хорошо приспособлены к жизни на воде: их тело обтекаемой формы, покрыто перьями; они легко передвигаются в воде, в этом им помогают перепонки на лапах) .
Систематизировать понимание детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания.
Вызвать у детей желание заботиться об охране водоёмов от загрязнения.
Закреплять правила поведения у воды.
Предварительная работа.
Чтение познавательной литературы.
Рассматривание иллюстраций «Водоплавающие птицы», «Водоёмы осенью».
Ознакомление с народными приметами.
Чтение Л. Толстой «Лебеди», В, Гаршин «Лягушка-путешественница».
Проведение опытов по очищению воды.
Проведение беседы с детьми перед экскурсией.
Воспитатель. Как называется водоём в нашей местности, который со всех сторон окружён камышом?
Дети. Плавни.
Воспитатель. Как выглядят плавни?
Дети. По берегам много растений. Вода блестит на солнце. Много насекомых, водоплавающих птиц, лягушек, встречаются черепахи и ужи.
Воспитатель. А как вы думаете, изменилась ли жизнь плавней с приходом осени?
Дети. Конечно, изменилась. Растения не такие зелёные, насекомых с каждым днём становится всё меньше.
Воспитатель. Вот сейчас мы и проверим, правильно ли вы ответили на мои вопросы. Мы отправляемся с вами на экскурсию в плавни. Но сначала необходимо вспомнить правила поведения у воды.
Дети. Возле воды нельзя толкаться, бегать, шуметь.
Ход ЭКСКУРСИИ.
Подходя к плавням, воспитатель читает стихотворение:
Смотришь на воду, кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Вода ведь не просто течёт и течёт,
Она интересною жизнью живёт.
Воспитатель. Вот и пришли мы с вами в плавни. Посмотрите вокруг, как они прекрасны. Как вы думаете, кто живёт на берегу? А кто в воде?
Дети. На берегу живут насекомые, вылезают из воды лягушки, черепахи. В воде живут рыбы.
Рассказы детей о понравившемся обитатели плавней.
Воспитатель. Что будет, если в воду люди начнут бросать мусор? Мыть здесь машины? Стирать бельё? Понравиться ли это обитателям плавней? Что они будут делать?
Рассуждения и высказывания детей.
Игра «Подражание»
Один ребёнок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают.
Воспитатель. Полюбуйтесь ещё раз природой плавней, сфотографируйте понравившийся пейзаж.
Возвращение детей в детский сад.
После экскурсии проводится конкурс «Сохраним плавни»(придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоём и его обитателей).
«В ЦАРСТВЕ СНЕГА И ЛЬДА».
(ЭКСКУРСИЯ В ПЛАВНИ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД)
Раскрыть перед детьми новые качества и свойства плавней (вода покрыта льдом, лёд толстый, через него ничего не видно, в лунках рыбаки ловят рыбу; вся растительность покрыта снегом) .
Обобщить знания детей о тех животных и растениях плавней, которые приспособились к условиям зимы.
Формирование эстетического восприятия красоты природы родного края в зимний период.
Закрепить правила поведения возле воды в зимний период.
Предварительная работа.
Воспитатель. А как вы думаете, изменились ли плавни сейчас?
Дети. Берега и растения покрыты снегом. Вода замёрзла. Животные впали в спячку.
Воспитатель. Вот сейчас мы и проверим, правильно ли вы ответили на вопрос. Мы сейчас отправимся на экскурсию в плавни. Но сначала давайте вспомним правила поведения возле воды. Как надо себя вести по дороге?
Дети. Идти парами, не отставать.
Воспитатель. Можно ли ходить по льду?
Дети. Нет нельзя. Это опасно. Лёд может проломиться.
Ход ЭКСКУРСИИ.
Подходя к плавням, воспитатель читает стихотворение Г. Ладонщикова:
Осторожная лисица подошла к воде напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
Воспитатель. Ребята, что произошло с водой? (Ответы детей). Она превратилась в лёд. Лёд – это замёршая вода. Лёд появляется в плавнях, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днём ледяная корка будет становиться всё толще, но подо льдом есть вода. Давайте подойдём поближе к кромке и убедимся в этом.
Дети. Ловит рыбу.
Воспитатель. А какая рыба водится в наших плавнях?
Дети. Карась, тарань, окунь, щука.
Воспитатель. Давайте подойдём поближе и понаблюдаем, какую рыбу поймает рыбак. А почему так светло кругом?
Дети. Всё вокруг покрыто снегом.
Воспитатель. А сможете ли вы узнать растения, растущие вокруг?
Дети. Камыш, осот, кусты ивняка.
Воспитатель. Что произошло с растениями?
Дети. Камыш и осот засохли, а кусты ивняка сбросили листву и все растения засыпаны снегом.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель. Правильно. Снег укрыл растения, все животные спрятались от холода, многие птицы улетели, нет насекомых, вода покрыта льдом. Плавни уснули, берега пусты, всё замёрзло.
Свободная деятельность детей.
Далее воспитатель предлагает ещё раз полюбоваться на плавни, сфотографировать то, что детям понравилось.
Воспитатель. Обратите внимание, как прекрасны плавни в зимнем наряде. Когда мы вернёмся в детский сад, вы попробуйте нарисовать то, что вам понравилось и запомнилось.
Возвращение детей в детский сад.
«ПОСЛЕ ДОЛГОГО СНА».
(ЭКСКУРСИЯ В ПЛАВНИ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД) .
Программные задачи.
Учить детей наблюдать за «жизнью» плавней весной (какими плавни были зимой, что изменилось) .
Учить детей чувствовать и воспринимать красоту пробуждения природы.
Обобщить представления об основных факторах водной среды.
Продолжать учить бережно, заботливо относиться к природе.
Закреплять правила поведения у воды.
Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы.
Предварительная работа.
Чтение Н. Сладков «Ручей», Ф. Тютчев «Весенние воды».
Приметы, поговорки, загадки, заклички о весне.
Рассматривание иллюстраций «Ледоход».
Рисование по теме «Природа проснулась».
Проведение опытов с водой.
Проведение беседы с детьми перед экскурсией.
Воспитатель. Ребята, какое у нас сейчас время года?
Дети. Весна.
Воспитатель. А что происходит с природой весной?
Дети. Природа просыпается после зимы. Дни стали Длинные, солнышко светит дольше, с каждым днём припекает всё сильнее и сильнее. На водоёмах растаял лёд, кое-где появились первые цветы.
Ход ЭКСКУРСИИ.
Воспитатель. Вы узнали это место? Помните, мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? Оглянитесь вокруг, прислушайтесь.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно походить по берегу, зарисовать понравившиеся элементы природы, полюбоваться природой, послушать пение птиц, лягушек.
Возвращение детей в детский сад. Из рисунков детей сделать панораму «Наши плавни весной».
«В ВОДНОМ ЦАРСТВЕ, ПРИБРЕЖНОМ ГОСУДАРСТВЕ…»
(ЭКСКУРСИЯ В ПЛАВНИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД) .
Продолжать учить детей замечать те изменения, которые произошли в плавнях по сравнению с зимой.
Формировать у детей представление о плавнях как о сообществе водных и наземных растений и животных.
Рассказать о типичных представителях фауны плавней.
Формировать эстетическое восприятие – учить детей видеть красоту плавней (вода блестит на солнце, по берегам растёт камыш, осот, много травы, цветов) .
Воспитатель. Помните ли вы плавни, на которые мы с вами ходили весной? Как они тогда выглядели?
Дети. Вода грязная, тёмная, холодная, по берегам сквозь сухой камыш пробивались ростки молодого зелёного камыша, мало травы, цветов и т. д.
Воспитатель. Заметили ли вы тогда каких-нибудь насекомых, водоплавающих птиц, других животных?
Дети. Появились первые бабочки, прилетели утки, квакали лягушки.
Воспитатель. Как вы думаете, как эти плавни могут выглядеть сейчас? Что в них изменилось? Почему?
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка) .
С ветки на тропинку,
С травинки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик) .
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза) .
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба) .
Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка) .
Воспитатель. Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около неё?
Дети. Лягушки – живут и в воде и на суше, черепахи – живут в воде, но и на сушу вылезают.
Проводится игра «Кто быстрее?».
Видишь – семеро ребят Если быстро бегать можешь,
На лужайке встали в ряд. Становись к ребятам тоже,
Все готовы вдоль воды А не можешь – посмотри…
Побежать вперегонки. Кто быстрее? Раз, два, три!
Воспитатель предлагает детям побегать по берегу, помочить ноги в воде.
Воспитатель. Полюбуйтесь ещё раз, как красивы плавни летом.
Дети вместе с воспитателем снова рассматривают плавни с какой- нибудь возвышенной точки.
Воспитатель. Никуда не побегу –
Отдохну на берегу.
Тут тростник стоит высокий,
Рыба плещется в осоке,
Мотыльков весёлый рой
Звонко вьётся над травой,
И кузнечик маленький
Бьёт по наковаленке.
Хорошо на берегу –
Никуда не побегу!
Посмотрите вокруг внимательно и запомните, а когда придёте в детский сад, нарисуйте наши плавни. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы сегодня увидели.