МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек»

Ирина Сисюкина
Консультация для воспитателей «Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек»
▼ Скачать + Заказать документы

В отечественных исследованиях, посвященных половому воспитанию дошкольников, изучались особенности развития личности мальчиков и девочек дошкольного возраста, исследовались половозрастные особенности дошкольников, характер взаимоотношений между детьми. Современные авторы считают, что женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, во - избежание отклонений в формировании личности ребенка, приводящих к эмоциональному неблагополучию среди окружающих людей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек“» размещена в разделах

По словам известного психолога И. С. Кона, первое осознание ребенка самим себя происходит по принципу половой принадлежности. Даже маленький ребенок понимает, что он – мальчик или что она – девочка. И это самым существенным образом влияет на его дальнейшее развитие не только физиологическое, но и психологическое. В настоящее время уже не ставится под сомнение тот факт, мужчины и женщины обладают различными особенностями.

Как же проявляются эти особенности в развитии детей дошкольного возраста?

Специалисты отмечают, что время необходимое для вхождения в занятие – период врабатываемости у детей зависит от пола. Девочки обычно, после начала занятия, быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят занятие таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик трудоспособности.

Мальчики же раскачиваются долго и на педагога смотрят редко. Но вот и они достигают пика трудоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Занятие начинает переходить в другую фазу – уменьшается нагрузка. Но именно сейчас мальчикам необходимо дать ключевой материал занятия. И к сожалению важный материал был плохо усвоен мальчиками.

У девочек в дошкольном возрасте обычно лучше развита речь, они оттесняют мальчиков в речевом плане. Но их ответы более однообразны. Среди мальчиков больше вариативности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить. Так на занятии спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности – конечно, чтобы построить дом. Дальше девочки предлагали все варианты ответов связанные со строительством. И наконец, тема строительства окончена. И вот руку поднимает мальчик : «Можно что-либо придавить». Девочки подхватывают этот вариант ответа, и предлагать, где можно использовать кирпич в качестве груза.

Из этого примера видно, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше работают, если сталкиваются с новой задачей.

Девочки же обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные.

Рассматривая изобразительную деятельность, я заметила такой факт, что мальчики не очень чувствительны к цветам и оттенкам, и поэтому их рисунок может быть выполнен одним или несколькими цветами. Для мальчика главное – процесс рисования. Их рисунки отличаются динамичностью, то есть предпочитают изображать технику, военные действия – все, что движется. Иногда рисунки мальчиков выглядят не очень аккуратно, но это часто свидетельствует о динамичности изображения.

В отличие от мальчиков, девочки предпочитают многоцветие, яркость красок. В изобразительной деятельности у них на первое место выходит качество рисунка, его выразительность. Предпочитают изображать бытовые сюжеты (дом, цветы, солнце, человека). Но изображения зачастую застывшие (не изображаются в движении, за счет этого они выглядят более аккуратными.

Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А. В. Запорожец писал о том, что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует, радуется ему успехам и огорчается из-за его неудач. При отборе художественных произведений для использования в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода воспитатели должны учитывать следующие требования:

доступность произведения возрасту,

эмоциональная привлекательность произведения,

динамичность сюжета,

эмоциональное и образное описание героев,

наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного произведения создаёт благоприятный настрой у детей. А это очень важно, так как формирование у дошкольников соответствующих представлений о качествах мужественности и женственности включает также и процесс переживания содержания этих представлений и чувства личной сопричастности.

Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в различных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков литературных героев на эмоциональное отношение к ним дошкольников имеет большое воспитательное значение.

Различия мальчиков и девочек так же просматриваются в двигательной сфере. Психологом Е. Г. Леви – Гориневской были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений. Дальнейшие исследования разных авторов (Н. Е. Соколова, И. В. Смирнова и др.) так же показали, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это послужило основанием для того, чтобы в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников были включены различные нормативы физической готовности для девочек и мальчиков.

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, необходимо осуществлять дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания, а так же проводить работу по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения.

Различие в поведении, играх, деятельности, интересах мальчиков и девочек наблюдаются уже с младенчества. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам, тогда как девочки склонны к попечительной работе - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т. д. Склонность к попечительской работе, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, характере игр.

Если девочки склонны к попечительству, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушек, чем их назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная и разломанная техника в «хозяйстве» мальчика. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, вокзалы, а зал, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Многие известные психологи и педагоги признают исключительное значение ролевой игры в воспитании ребенка и особенно ее воздействия на эмоциональную сферу, его чувства. Мальчик-«воин», сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка - «мама» испытывает нежность к своему «ребенку», кукле, тревогу за него, когда он болеет. Одна из функций ролевой игры в процессе гендерного развития ребенка связана с удовлетворением его желания «практиковать», пусть и в воображаемом плане, но он создает поведенческую модель, соответствующую его полу. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются, и особенно своими сюжетами. У мальчиков, эти игры героической тематики: «военные», в «спасателей», «пожарных», вертолетчиков» и т. п. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская». При руководстве военными играми, дошкольникам необходимо разъяснять их функции делать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают свою Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей. При организации совместных игр мальчиков и девочек важно создать игровую ситуацию, требующую эмоциональное сотрудничество детей разного пола.

В своем поведении мальчики не склонны к плановым действиям, предпочитают ориентироваться на ходу. Любознательны, положительно воспринимают новое, неизвестное. На новое чаще реагируют вопросами, что это? зачем? откуда? почему? – стремятся найти логическое объяснение. Ко всякому обслуживающему труду приобщаются, как правило, без охоты; часто не знают с чего начать. Мало заботятся о своей внешности.

Мальчики спокойно относятся к похвале и порицанию, их нелегко растрогать, заставить смеяться или плакать. Реагируют прежде всего, на содержание и справедливость замечания, а не на тон его высказывания. Давая мальчику задание, не обходимо объяснить ему, для чего это нужно выполнить. Мальчики обычно хорошо работают тогда, когда знают, что могут отличиться, реализовать свои возможности, и когда им ясен смысл выполняемой работы.

Девочки же зачастую планируют свои действия. Так как они склонны к эмоциональной деятельности, то легче воспринимают, что привлекло их внимание, хуже то, что не интересно, на что нужно специально направлять внимание.

Проявляя повышенный интерес к своей внешности, легко приучаются к самообслуживанию, находя в этом труде удовольствие.

Ближе мальчиков принимают похвалу и порицание, легко расстраиваются. Многое зависит от настроения. Девочки более самолюбивы и обидчивы, чем мальчики, на тон замечания реагируют острее, чем на содержание.

В своей деятельности девочки проявляют особую старательность тогда, когда выполняемая ими работа находится в поле пристального внимания взрослого, когда уверены что с ее помощью могут заслужить

похвалу.

Очень важно учитывать перечисленные особенности мальчиков и девочек в воспитании и обучении. Но их нельзя рассматривать в отрыве от особенностей характера, уровня эмоциональности, активности и других качеств детей. В целом оба пола психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами (как, впрочем, и недостатки) лишь в определенных ситуациях и отношениях.

Публикации по теме:

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста • В условиях модернизации дошкольного образования одной из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей. Для того, чтобы.

Психологическая готовность к школе Согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек»
Опубликовано: 5 января 2015 в 01:16
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Физиологические и психолого-педагогические особенности мальчиков и девочек»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сисюкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД