Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Знакомим с окружающим миром»

Липина Оксана
Консультация для воспитателей «Знакомим с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомим с окружающим миром

К 6-7 годам у детей складываются определённые представления о движении, теплоте, электричестве, магнитах и т. д. Но зачастую они носят поверхностный, ложный характер. Задача педагога – дать дошкольнику как можно больше правильных представлений о природных явлениях. Воспитатель развивает умственные способности ребёнка, его интерес к окружающему миру и наблюдательность. Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Важно найти оптимальные формы и методы ознакомления с ними дошкольников.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим с окружающим миром“» размещена в разделах

Снег. Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Методы и приёмы. Наблюдение с элементами практической работы, рассказ воспитателя с элементами беседы, опыты, чтение художественной литературы. Рассказ воспитателя. Снежинки- это тонкие прозрачные льдинки разной формы. В морозную безветренную погоду снег падает отдельными снежинкам- в форме цветка с шестью лепестками или звёздочки с шестью лучами. А при сильном ветре лучи и грани снежинок обламываются, и белые цветы и звёзды превращаются в снежную пыль. Сильный ветер при небольшом морозе может скатать снежинки в плотные белые шарики- тогда с неба падает «крупа». Она похожа на снежки, которые мы лепим из снега, только очень маленькие, меньше горошины. Снежинки падают на землю из тучки. Как и капли дождя, снежинки постепенно укрупняются. Если нет сильного мороза, снежинки прилипают друг к другу, при этом образуются хлопья различной величины. Обычно снег на землю ложиться слоями. Каждый новый слой рыхлый, т. к. между снежинками всегда много воздуха. Весной, когда солнце пригревает, снег сверху подтаивает. Если после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твёрдая, гладкая корочка- наст. По нему трудно перебираться. Особенно оленям, лосям, козам. Острой коркой они режут ноги. А вот зайцу раздолье. Он по рыхлому снегу ходит легко и по насту мчится, как по паркету. И никто за ним не может угнаться. Солнце всё сильнее и сильнее пригревает, дует тёплый ветер, снег превращается в воду, и она бурными потоками устремляется в озёра, реки и моря. Но, куда бы ни мчалась вода, вскоре она вернётся к нам в виде дождя, росы, туманов и облаков. Наблюдение. Предложить детям взять снег в руки и скатать колобок; поймать снежинку на ладонь, подержать немного и посмотреть, что с ней произойдёт; поймать снежинки на цветную бумагу и посмотреть на них через лупу; походить по снегу, найти оставленные следы и определить их направление (найти следы птиц, собак, кошек); утрамбовать снег между двумя досками, потом лопаткой нарезать кирпичики и поливая водой, построить сказочный дом, украсив его цветными льдинками; посмотреть как убирает снег снегоуборочная машина; лопаткой нарезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега. Опыты. 1. Налить в одинаковые бутылочки одинаковое количество воды. Одну бутылочку зарыть глубоко в сугроб, а вторую оставить сверху (на сугробе). На вечерней прогулке проверить, что стало с водой. В бутылочке, закопанной в сугроб, вода замёрзла частично, а в бутылочке, которая находилась на поверхности сугроба, вода замёрзла почти полностью. Внутри сугроба теплее, чем на его поверхности (так слой снега защищает корни растений от вымерзания).Следовательно, снег- плохой проводник тепла. 2. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т. д. Объяснить, что падая, снежинки собирали всё, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло. Художественное слово.

Снег.

Снег, снег кружиться, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Снежинки.

На землю падают снежинки, Как будто с яблонь лепестки. И тонут давние тропинки, И слепнут в окнах огоньки. И в сквере заискрилась хвоя. И радость поровну на всех. (Н. Рыбалко)

Сугроб.

Смотри, какой большой сугроб: Вот это у сугроба- лоб, Вот это –лапы, это- нос. «Ты кто?»- задай ему вопрос. И, притвориться не сумев, Он скажет: «Здравствуйте! Я лев!»

Снегопад.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …СНЕГ. С неба все скользят пушинки – серебристые…СНЕЖИНКИ. Кружатся над головою каруселью… СНЕГОВОЮ. На просёлки, на лужок всё снижается…Снежок. Землю белой, чистой, нежной застелил постелью СНЕЖНОЙ. Вот веселье для ребят- всё сильнее СНЕГОПАД. Все бегут вперегонки, все хотят играть… в СНЕЖКИ. Снежный ком- на снежный ком, всё украсили СНЕЖКОМ, Словно в белый пуховик мы одели…СНЕГОВИК, Рядом снежная фигурка- это девочка… СНЕГУРКА. (И. Лопухина)

Снежные узоры на окнах.

Цель. Дать представление о том, когда и как образуются узоры на окнах. Методы и приёмы. Наблюдение, рассказ с элементами беседы, художественное слово. Наблюдение. Предложить детям полюбоваться рисунками на стёклах; определить, что «нарисовано» : красивые листья, цветы, узоры; обратить внимание на солнечные лучи, которые «зажигали на окнах разноцветные огоньки, снежные узоры на стекле». Рассказ воспитателя с элементами беседы. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал? (Их рисует Мороз Иванович0. Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и комнате, и между двойными рамами окон- всюду! Тёплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются, на неровностях, на еле заметных царапинах на стёклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Очень красив снежный узор на окнах, и в блеске солнца, и густой синеве зимних сумерек…

Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооружённым глазом этого не видно). Художественное слово.

Удивительный художник у окошка побывал. Удивительный художник нам окно разрисовал. Пальмы, папоротники, клёны. на окошке лес густой, Только белый, не зелёный лес чудесный, не простой. На стекле цветы и листья, всё искриться, всё бело, Но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал. Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал. (Н. Найдёнова)

Мороз в окно глядит и дышит И на стекле узоры пишет, А против мерзкого окна, Дыханьем Дедушки Мороза В парчу и жемчуг убрана, Стрит кудрявая берёза (С. Дрожжин)

Иней.

Цель. Дать представление об инее и процессе его образования. Методы и приёмы. Наблюдение, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово. Рассказ воспитателя. В холода скамейки, камешки, деревья и другие предметы покрыты инеем. На что похож иней? (На маленькие снежные цветы.) Да, даже лепестки этих цветов можно увидеть, они будто кружевные. Иней- это твёрдая роса. В ночное время поверхность земли сильно охлаждается, к утру становится ещё холоднее. Охлаждается и воздух, который находится у поверхности земли. Если в воздухе много водяных паров, то они, соприкасаясь с охлаждёнными предметами, оседают на них в виде мельчайших водяных капелек, которые смерзаются в острые ледяные иголочки, образуя иней… Все деревья в серебре. Скажите, почему мы не каждый день видим такую красоту? Обычно иней появляется после оттепели при резком похолодании, в тихую погоду или при лёгком ветерке. В оттепель деревья и другие предметы как бы отогреваются, а к вечеру и ночью мороз усиливается, и все предметы покрываются инеем. Если день пасмурный, красота эта сохраняется долго, а если солнце пригреет, то иней быстро растает, исчезнет. Наблюдение. Предложить детям утром обратить внимание на побелевшие деревья, скамейки, камешки и другие предметы на земле; посмотреть на покрытые инеем деревья и предметы, когда выглянет солнце, обратить внимание на то, что морозные рисунки не пропали; полюбоваться красотой «волшебного» сада, леса. Художественное слово.

…В серебре огни и блестки, целый мир из серебра! В жемчугах горят берёзки, чёрно-белые вчера. (Ф. Сологуб)

Зимний ветер.

Цель. Познакомить с позёмкой, метелью и пургой. Методы и приёмы. Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово. Опыт. Определить наличие и направление ветра (с помощью вертушки, флажка и других приспособлений.) Рассказ воспитателя. В холодный зимний ясный день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорожек, и над заснеженными полями стелется белая пелена- это позёмка. Позёмка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Позёмку, когда сильный порывистый ветер крутит над землёй и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замёрзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» Братья Гримм, «Морозко» р. н. с., «Двенадцать месяцев» В. Одоевский) Художественное слово. …Маленькая девочка, которая по приказу мачехи отправилась искать веретено, упавшее в колодец, встречает старушку с большими зубами. Испугалась девочка, хотела убежать, но старушка крикнула ей: «Не бойся, милое дитятко! Оставайся-ка лучше у меня. Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Только смотри, стели получше мне постель и старательно взбивай перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и, когда из моей перины летит пух, на земле идее снег». Девочка была трудолюбивой, а фея снега оказалось вовсе не страшной, а справедливой и доброй. Она щедро одарила девочку и отпустила её домой. А в сказке Андерсена Снежная королева разбрасывает по свету льдинки, они попадают в сердце, и люди становятся злыми, бессердечными. Все вокруг Снежной Королевы становятся холодными.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; Тою как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой вдруг соломкой зашумит.

То как путник запоздалый к нам в окошко постучит. (А. С. Пушкин)

Неотвратимо снег идёт, как маятника мерный ход.

Снег падает, кружится, вьётся, ложится мирно на дома,

Украдкой проникает в закрома… (Э. Верхарн)

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, миром природы на тему «Уход за комнатным растением» Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром, миром природы Тема: «Уход за комнатным растением» Группа.

Консультация для родителей и педагогов «Игра как средство ознакомления ребенка с окружающим миром» Детство на протяжении определенного возрастного и временного периода рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.

Консультация для родителей «Знакомим детей с деньгами» Консультация для родителей по теме «знакомим детей с деньгами». Уважаемые родители, а ваш ребёнок имеет свои деньги? Совершает самостоятельные.

Консультация для родителей «Знакомим детей с хохломой»Консультация для родителей «Знакомим детей с хохломой» В данной консультации обращаем внимание родителей на характерные особенности хохломы, значимость темы народного декоративно-прикладного.

Консультация для родителей «Знакомим детей с малой Родиной»Консультация для родителей «Знакомим детей с малой Родиной» Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! Т. Бокова.

Консультация для родителей «Знакомим детей с малой Родиной» Родина- слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! Т. Бокова.

Консультация для родителей «Знакомим малышей с полевыми цветами»Консультация для родителей «Знакомим малышей с полевыми цветами» Для ознакомления малышей с полевыми цветами, достаточно отвести ребёнка на лужок. Гуляя там обращайте его внимание на состояние погоды,.

Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с родным городом!» У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, посёлком, краем является то место, где человек родился.

Консультация «Развитие речи как способ ознакомления с окружающим миром»Консультация «Развитие речи как способ ознакомления с окружающим миром» Развитие речи, как способ ознакомления с окружающим миром. В младших группах приоритетным направлением в развитии речи является обогащение,.

Семинар-практикум «Знакомим дошкольников с миром пернатых. Взаимосвязь работы по развитию речи с экологическом воспитанием» Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомим с окружающим миром»
Опубликовано: 6 января 2019 в 20:49
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Знакомим с окружающим миром»» (включая файлы) размещена пользователем Липина Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД