Юлия Трофимова
Консультация для воспитателей. Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №5 г. Задонска
«Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми»
Подготовила воспитатель :
Трофимова Ю. С.
Задонск 2021г.
Публикация «Консультация для воспитателей, Особенности взаимодействия педагогов детского дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
По официальным статистическим данным, в России диагноз Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков гиперактивность диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности : это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания и т. д.
С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. При этом система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями так как постоянные окрики, замечания не способны скорректировать его поведение, а порой они даже становятся источником новых конфликтов.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность,
импульсивность.
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ёрзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
3. Плохо сосредотачивает внимание.
4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведё т себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, можно предположить (но не поставить диагноз, что ребёнок гиперактивен.
КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ
Проявление гиперактивного ребёнка в группе детского сада сразу же осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребёнком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.
Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие и
каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребёнка. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбор окажется неверным, положение ребёнка в детском коллективе и дома может только ухудшиться. Поэтому возрастает необходимость совместной работы педагогов, психологов, медиков.
Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите. Чтобы ребёнок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании.
В другой раз в подходящей ситуации вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высокая потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше попытаться научить его выплёскивать энергию приемлемыми способами : занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, спортивными и подвижными играми.
Конечно же воспитатели детских садов обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т. д. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. Занятия в подготовительной к школе группе продолжаются 30-35 минут, и любой ребёнок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребёнок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если после выполнения 2-3-х заданий провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует взрослый. Поэтому необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ :
* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
Стоит помнить, что не только соблюдение правил педагогом даёт положительный результат, но и если подобную линию поведения по отношению к дошкольнику выберут и его родители.