Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»

Ольга Ефремова
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»

№1 (слайд)Какова же основная цель обучения детей составлению рассказов?

(развитие связной речи дошкольников)

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах“» размещена в разделах

Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

№2 Ф. А. Сохин говорил, что «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.»

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она существует в двух основных формах – диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде вопросов – ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников.

Монолог – форма речи, развёрнутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. Это сообщение о каких-либо фактах действительности. Основные свойства монолога: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развёрнутость, логическая последовательность изложения.

Связная речь может быть ситуативной (связана с конкретной наглядной ситуацией) и контекстной (содержание понятно из самого контекста).

Данная тема является насущной проблемой детей, т. к. в речи детей дошкольного возраста прослеживается множество недостатков. В чем же кроются причины? Давайте вместе определим их.

Проводится игра «Паутина». (Все становятся в круг, у ведущего клубок ниток. Он называет одну из причин, ухудшающих речь детей и катит по полу клубок другому педагогу, тот в свою очередь, наступив на нитку и назвав свою причину перекатывает её следующему и т. д).

№3 В речи детей существуют множество проблем.

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

Вывод: Как говорят: Потяни за ниточку и такой клубок размотаешь. И мы с вами тоже нашли множество существующих проблем в речи дошкольников, над которыми нам нужно работать.

Теперь рассмотрим методику и этапы работы по развитию связной речи, а конкретно составление рассказов по картине.

№4 Типы монологической речи.

Пересказ – творческое воспроизведение литературного текста. Ребёнок должен запомнить текст и образные выражения.

- подробный или последовательный (близкий к тексту; со средней группы)

- пересказ фрагментов (выборочный)

- коллективный (со старшей гр.)

- пересказ с изменением лица

- пересказ по аналогии

- инсценированный пересказ (с использованием настольного театра)

- драматизация (дети сами берут на себя какую-либо роль)

№5

Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение.

Виды рассказов :

• фактический (о реальных явлениях, может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта;

• творческий (воображаемая ситуация, фантазии, мечты).

Формы рассказывания : 1) описательные рассказы : -по восприятию

- по памяти;

2) сюжетные рассказы : - реалистические

- сказочные.

Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.

Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности. Детям даём представление о типичной структуре таких рассказов :

1) вначале называется герой, иногда даётся описание внешнего вида – экспозиция;

2) затем излагается первое событие, по возможности, объясняется, когда, где оно происходит – завязка;

3) действие развивается, устанавливается причинно-следственная связь между вторым, третьим эпизодами. И в заключении даётся развязка, которая чаще всего носит эмоциональный характер («Они стали настоящими друзьями!»).

№6

Методические приёмы.

1. Вопросы. Они учат детей логически выстраивать свой рассказ.

2. Образец рассказа : а) частичный; б) дублирование образца (по куклам Маше и Кате); в) разбор образца (о чём я рассказала в начале, потом, в конце).

3. План рассказа :

- составление плана совместно с детьми;

- воспроизведение детьми предложенного педагогом плана;

- коллективный разбор отдельных пунктов плана.

4. Коллективное составление рассказа.

5. Составление рассказа по частям ( Пример: «Сначала расскажем, как выглядит ёж, затем – что с ним произошло, как он попал к детям, и в конце - как дети кормили ёжа»).

6. Подсказ, указания.

7. Оценка. Первые два рассказа должны оцениваться очень подробно. Это ещё раз напоминает детям последовательность изложения; обращается внимание на качество изложения, на инициативу и творчество. Последующие рассказы могут оцениваться короче, где отмечается только самое яркое и индивидуальное.

Методика рассматривания и составления рассказов по картине в разных возрастных группах

1. Задачи работы при обучении детей рассказыванию по картине.

1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.

2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.

3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.

В детском саду проводят 2 вида занятий по картинам :

Рассматривание картины – 1мл., 2 мл., средняя группы;

Составление рассказов по картине – средняя, старшая, подготовительная группы.

№7 Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:

I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.

Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.

II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.

III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов.

№8

2. Типы и серии картин. Требования к ним.

• Предметные картинки;

• Предмет в действии;

• Сюжетные картинки;

• Пейзажные картины;

• Натюрморт;

№9

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин –

это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

№10 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

№11

Требования к картинам. Картины должны быть :

а) крупного размера;

б) графически грамотны;

в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям;

г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4;

д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.

3. Виды рассказывания по картине.

1. По настенным картинам :

а) сюжетные (во всех возрастных группах)

б) пейзажные (в подготовительной группе)

в) натюрморт (в подготовительной группе)

2. Картинки, открытки, иллюстрации:

а) предметные (работа проводиться как по игрушкам)

б) сюжетные картинки, изображающие объект в действии (в старшей группе)

3. Картинки с последовательно развивающимся сюжетом.

4. Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах.

Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Например: картина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их.

Требования к рассказу.

1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.

Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений

Старшая группа – 8-13 предложений и более.

2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.

( Пример: «Решили дети катать шары….», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! ….», «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).

3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. ( Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).

4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.

5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами»Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Консультация для воспитателей «Организация и обучение детей играм с правилами» Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада Консультация «Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада». Народные подвижные игры.

Консультация «Организация проведения занятий по развитию речи в разных возрастных группах» Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает.

Методика проведения занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам в разных возрастных группах. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию в разных возрастных группах и приемы обучения. Младший дошкольный возраст Занятия.

Организация предметно-пространственной среды для экспериментирования в дошкольном учреждении в разных возрастных группах Организация мини-лаборатории и центра науки в детском саду В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено: 1. Место для постоянной.

Памятка «Содержание уголка книги в разных возрастных группах» ПАМЯТКА «СОДЕРЖАНИЕ УГОЛКА КНИГИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ» Младшие группы Средние группы Старшие, подготовительные группы Задачи: Воспитатель.

Панно для дидактических игр в разных возрастных группахПанно для дидактических игр в разных возрастных группах Цель: разнообразить подачу программного материала с учетом потребностей и возможностей детского контингента. Вы не увидите здесь неизвестных.

Оснащение уголков по ОБЖ в группах разных возрастных категорий (текст к самой презентации) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется презентация на тему «Оснащение уголков по ОБЖ в группах разных.

Специфика проведения математических досугов в разных возрастных группах Досуг – свободное время. Так же как и взрослые дети любят проводить свое свободное время весело, увлеченно и с пользой. Одной из основных.

Структура занятий по звуковой культуре речи в разных возрастных группах Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
Опубликовано: 13 февраля 2016 в 12:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ефремова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД