Ольга Ефремова
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
№1 (слайд)Какова же основная цель обучения детей составлению рассказов?
(развитие связной речи дошкольников)
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пересказ, составление рассказа. Консультации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
№2 Ф. А. Сохин говорил, что «Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.»
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она существует в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде вопросов – ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников.
Монолог – форма речи, развёрнутое высказывание одного лица, не рассчитанное на словесную реакцию собеседника. Это сообщение о каких-либо фактах действительности. Основные свойства монолога: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развёрнутость, логическая последовательность изложения.
Связная речь может быть ситуативной (связана с конкретной наглядной ситуацией) и контекстной (содержание понятно из самого контекста).
Данная тема является насущной проблемой детей, т. к. в речи детей дошкольного возраста прослеживается множество недостатков. В чем же кроются причины? Давайте вместе определим их.
Проводится игра «Паутина». (Все становятся в круг, у ведущего клубок ниток. Он называет одну из причин, ухудшающих речь детей и катит по полу клубок другому педагогу, тот в свою очередь, наступив на нитку и назвав свою причину перекатывает её следующему и т. д).
№3 В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Вывод: Как говорят: Потяни за ниточку и такой клубок размотаешь. И мы с вами тоже нашли множество существующих проблем в речи дошкольников, над которыми нам нужно работать.
Теперь рассмотрим методику и этапы работы по развитию связной речи, а конкретно составление рассказов по картине.
№4 Типы монологической речи.
Пересказ – творческое воспроизведение литературного текста. Ребёнок должен запомнить текст и образные выражения.
- подробный или последовательный (близкий к тексту; со средней группы)
- пересказ фрагментов (выборочный)
- коллективный (со старшей гр.)
- пересказ с изменением лица
- пересказ по аналогии
- инсценированный пересказ (с использованием настольного театра)
- драматизация (дети сами берут на себя какую-либо роль)
№5
Рассказ – самостоятельно составленный вариант передачи того или иного явления, факта; сообщение.
Виды рассказов :
• фактический (о реальных явлениях, может быть по картине, об игрушке, из личного или коллективного опыта;
• творческий (воображаемая ситуация, фантазии, мечты).
Формы рассказывания : 1) описательные рассказы : -по восприятию
- по памяти;
2) сюжетные рассказы : - реалистические
- сказочные.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящих в определённой последовательности. Детям даём представление о типичной структуре таких рассказов :
1) вначале называется герой, иногда даётся описание внешнего вида – экспозиция;
2) затем излагается первое событие, по возможности, объясняется, когда, где оно происходит – завязка;
3) действие развивается, устанавливается причинно-следственная связь между вторым, третьим эпизодами. И в заключении даётся развязка, которая чаще всего носит эмоциональный характер («Они стали настоящими друзьями!»).
№6
Методические приёмы.
1. Вопросы. Они учат детей логически выстраивать свой рассказ.
2. Образец рассказа : а) частичный; б) дублирование образца (по куклам Маше и Кате); в) разбор образца (о чём я рассказала в начале, потом, в конце).
3. План рассказа :
- составление плана совместно с детьми;
- воспроизведение детьми предложенного педагогом плана;
- коллективный разбор отдельных пунктов плана.
4. Коллективное составление рассказа.
5. Составление рассказа по частям ( Пример: «Сначала расскажем, как выглядит ёж, затем – что с ним произошло, как он попал к детям, и в конце - как дети кормили ёжа»).
6. Подсказ, указания.
7. Оценка. Первые два рассказа должны оцениваться очень подробно. Это ещё раз напоминает детям последовательность изложения; обращается внимание на качество изложения, на инициативу и творчество. Последующие рассказы могут оцениваться короче, где отмечается только самое яркое и индивидуальное.
Методика рассматривания и составления рассказов по картине в разных возрастных группах
1. Задачи работы при обучении детей рассказыванию по картине.
1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.
2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.
3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.
В детском саду проводят 2 вида занятий по картинам :
• Рассматривание картины – 1мл., 2 мл., средняя группы;
• Составление рассказов по картине – средняя, старшая, подготовительная группы.
№7 Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:
I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.
Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.
II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.
III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов.
№8
2. Типы и серии картин. Требования к ним.
• Предметные картинки;
• Предмет в действии;
• Сюжетные картинки;
• Пейзажные картины;
• Натюрморт;
№9
Виды рассказывания по картине
1. Описание предметных картин –
это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
№10 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6, 5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
№11
Требования к картинам. Картины должны быть :
а) крупного размера;
б) графически грамотны;
в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям;
г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4;
д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.
3. Виды рассказывания по картине.
1. По настенным картинам :
а) сюжетные (во всех возрастных группах)
б) пейзажные (в подготовительной группе)
в) натюрморт (в подготовительной группе)
2. Картинки, открытки, иллюстрации:
а) предметные (работа проводиться как по игрушкам)
б) сюжетные картинки, изображающие объект в действии (в старшей группе)
3. Картинки с последовательно развивающимся сюжетом.
4. Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах.
Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Например: картина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их.
Требования к рассказу.
1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
( Пример: «Решили дети катать шары….», «Подарили детям поезд. Ну и поезд! ….», «Хорошо ребятам играть вместе. ….»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. ( Пример: «… Пей лошадка, пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.