Евгения Муравская
Консультация для воспитателей «Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка, в значительной мере определяющий всё его последующее развитие. На протяжении этого периода идёт интенсивное развитие и созревание всех систем и функций всего организма.
На границе раннего детства и младшего дошкольного возраста принципиально меняется характер совместной деятельности ребёнка и взрослого : ребёнок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся к этому времени системы отношений взрослого и ребёнка, снимает негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В дошкольном возрасте мотивы и желания ребёнка начинают образовывать систему, в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца.
При преобладании наглядно-действенных и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Младший дошкольный возраст – пик эмоционального развития ребёнка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности.
В дошкольном возрасте маленькие дети приобретают способность формировать реальные лингвистические грамотные понятия. Они начинают осознавать, что им по силам, а что - нет. Ребёнок пытается обобщить свой опыт. Его рассуждения из ассоциативных, постепенно превращаются в логические.
Кроме того дети овладевают речью в объеме, необходимых для выражения своих мыслей, потребностей и чувств. Речевое развитие происходит стремительными темпами. В тесном взаимодействии с когнитивным и социальным. Осваивая правила синтаксиса и расширяя свой словарный запас. Дошкольники одновременно осваивают и социальные ценности. Такие как вежливость и послушание, тендерные роли. В результате язык становится своеобразным мостом между младенчеством и детством : с его помощью ребенок может сообщить и объяснит свои желания, потребности и наблюдения. И благодаря этому окружающие начинают общаться с ним совсем по- другому. Параллельно этим переменам в когнитивной и речевой сфере быстро и стремительно меняется внешний облик детей, их физические возможности. Дети совершенствуются в прыжках, беге и развивают мелкую моторику, необходимую для того, чтобы писать буквы алфавита, застегивать одежду или собирать головоломки.
Динамика, которую ребенок совершает в области мышления, языка и физических навыках в течение раннего детства, глубоко и тонко взаимосвязаны. По мере того, как дети приобретают большую физическую силу и совершенствуют моторные способности, у них появляется желание использовать свои возросшие возможности для исследования и научения. Такая исследовательско – ориентировочная деятельность ведёт, в свою очередь, к дальнейшему развитию силы и ловкости.
Младший дошкольный возраст объединяет детей третьего и четвертого года жизни. Этот период детства начинается с кризиса 3 лет, что значительно усложняет проведение, как обучающих занятий, так и организованных коллективных развивающих игровых занятий с детьми этого возраста. Дети, проявляют свою самостоятельность, отказываясь слушать взрослого. Выполнять задание порой занятия сводятся к восклицаниям ребенка: «Я сам!», что не дает взрослому возможности показать. Как правильно, помочь исправить ошибки.
Кроме того младшее дошкольное детство характеризуется повышенной активностью детей, часто сопровождающейся дефицитом внимания. Для того чтобы привлечь внимание младшего дошкольника необходимо его заинтересовывать. Выстраивать занятия так, чтобы чередовалась активная деятельность с пассивной, например, занятия физическим развитием с чтением книг.
Младший дошкольный возраст – это период возникновения и развития познавательных интересов, где практическое сотрудничество со взрослым сменяется теоретическим. Теперь родитель не только взрослый, способный защитить и выполнить все желания ребенка, но и источник знаний о мире вещей и явлений.
Дети этого возраста часто задают много вопросов взрослым о природе вещей, явлений пополняя базу знаний. Но, к сожалению, педагогическая неграмотность родителей, отсутствие терпеливости приводит к тому, что все ответы сводятся к фразе «потому что». Тем самым родитель рискует получить как отрицательную оценку своих действий, снижение авторитета, так и потерю интереса к познавательной деятельности в целом.
Педагогическая неграмотность родителей характеризуется непониманием детей. Незнанием методов воспитания, ложными представлениями о воспитательном процессе, выбором несоответствующих форм взаимодействия с ребенком как в игровой, развивающей деятельности, так и в познавательной. Это может привести. Как к незначительным отклонениям в процессе развития ребёнка, его социализации, так и к серьезным психологическим и физическим травмам.
Таким образом, можно определить следующие особенности в организации досуговой деятельности младших дошкольников.
В связи с тем, что данный возрастной период, в значительной мере определяет все последующее развитие ребенка, на всем его протяжении идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма в организации досуговой деятельности следует использовать досуг как инструмент развития ребенка.
При организации досуговой деятельности младших дошкольников необходимо учитывать следующие психологические особенности данного возраста :
1. Кризис 3 лет
2. Повышенная самостоятельность;
3. Дефицит внимания;
4. Повышенная активность
Для сохранения заинтересованности детей следует чередовать активные и пассивные формы досуга.