Наталья Александровна Трунина
Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 108»
Воспитатель:
Трунина Наталья Александровна
г. Иваново
Доклад на тему:
«Нетрадиционные техники
для художественно-эстетического развития»
( Секция: Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО)
Дети - это то, ради чего мы живём.
Публикация «Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития» размещена в разделах
Большую часть жизни мы проводим вне дома. Детский сад, школа, работа. Мы учимся всю свою жизнь, везде и всегда, узнаем что-то новое, пытаемся успеть за новыми технологиями и ритмом жизни. Фундаментальное значение несет наше детство, события, эмоции, способности, характер, всё что мы испытываем и открываем в себе в детстве с нами потом всю жизнь. Время когда ребенка можно раскрыть, раскрепостить, узнать его таланты. Использование нетрадиционных техник для художественно-эстетического развития особенно важно на этом этапе. Мы все индивидуальны, к каждой пока ещё маленькой формирующейся личности ребенка, нужен необычный подход, ведь кто-то любит зиму, а кто-то лето, чей-то любимый цвет красный, а чей-то черный. Понятие «нетрадиционный» скорее имеет символическое значение. Ведь «традиционные» техники для художественно-эстетического развития, тоже вначале были нетрадиционными, но потом перестали быть новшествами и нововведениями и пополнили ряды традиций.
Как учатся дети? Они учатся «играючи» познают этот мир, у них море идей и фантазий, в игровой форме можно донести до ребенка любую информацию, если его заинтересовать, то он будет открываться, проявлять себя. Использование нетрадиционных техник в творчестве помогают детям почувствовать себя «творцами», стать увереннее в себе, ведь с помощью и листка бумаги можно передать даже то, что иногда невозможно выразить словами. Это дает возможность ребенку увидеть мир в новых красках, какой он бесконечный и огромный. (Слайд 2)
В дошкольном возрасте художественно-эстетическое развитие должно происходить именно путём познания окружающего мира. Даже сама природа рисует вокруг нас. Узоры на стеклах зимой, причудливые очертания облаков на небе, сочетание цветов в осенней листве. Проявление творчества и самовыражения во всём. У ребенка должны быть ассоциации даже когда он смотрит на простые и привычные вещи. У детей есть способность видеть то, что не всегда можем видеть мы, взрослые.
Существует много техник нетрадиционного рисования, лепки и аппликации. Их необходимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. (Слайд 3 - 6)
Рисование имеет большое значение как основа для формирования интегративных качеств ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением. Дети любят использовать в рисунках различные материалы. Например, зубную пасту для изображения зимних сугробов или морской пены, соль для изображения заледенелых верхушек гор или ледников севера, различные крупы для придания эффекта «объемности» рисункам, камешки, вату, мятую бумагу. Нужно изобразить лес осенью, отлично подойдет техника печати при помощи краски и высушенных листьев деревьев. Рисуем ночь, используем рисование по мокрой бумаге и т. д. Все это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.
Лепка приучает к скрупулезности, труду, учит ребенка формировать пространственное соотношение размеров. Тут тоже пригодятся различные материалы. Крупы, дети используют для обозначения глаз, носа зверей. Для фактурности, например, ежик с гречкой вместо иголок, или ваза с объемным цветком из пшена. Еловые шишки, для композиций, или как туловище различных животных, орехи, декоративные перья и т. д. полет фантазии не имеет границ.
Аппликация учит сочетать и комбинировать, фактуры, материалы, цвета. По моему мнению, аппликация, это своеобразный прародитель моды и компьютерной графики 3D. Дети экспериментируют, создают. Аппликация напрямую связана с логикой и безусловно формирует логическое мышление дошкольников. Комбинируем и сочетаем друг с другом всё что под рукой, крупу, вату, солому, поролон, соль, изоленту.
Все техники развивают мелкую моторику рук у дошкольников, интеллект, память, внимание, речевую и умственную деятельность, учат детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Что очень важно для процесса подготовки к школе. (Слайд 7)
Даже будучи взрослыми людьми, мы не всегда точно можем выразить словами свои эмоции и чувства. Нам в помощь всегда приходит искусство, музыка, ассоциации. Использование нетрадиционных техник для художественно-эстетического развития формирует у детей ассоциативное мышление, которое помогает в дальнейшем не только в изучении иностранных языков, но и в раскрытии их собственных творческих способностей.
Таким образом, продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования, лепки, аппликации с детьми, я пришла к выводу, что можно раскрывать личностный потенциал ребенка, талант, который как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников. Я часто им предлагаю создавать самим то, чего еще нет. Например, слепить или нарисовать невиданное животное и придумать ему название. (Слайд 8 - 17)
В заключение хочется сказать, что главное в работе любого педагога, это чтобы образовательная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. (Слайд 18 – 20)
Список литературы:
1. Казакова Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, занятий планирование, конспекты. -Москва. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. – СПб. : КАРО, 2013.
3. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т. Г. Казакова. – М. : Педагогика, 2006.