елена титова
Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение эти знания добывать и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Окружающий мир предстает перед ребенком во всем своем многообразии: живая и неживая природа, рукотворный мир, человек и т. д. Чтобы малыш легко вошел в окружающий мир, не причинив себе вреда, легче приспособился к социальной действительности – задача, которую человечество решает с тех пор, как возникла необходимость в передаче накопленных знаний последующему поколению. Этот процесс эффективен, если строится с учетом возрастных особенностей ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности детского экспериментирования в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать все силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Вес исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том, или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активности детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.
Развитие детского экспериментирования, на каждой ступени дошкольного детства, проходит в четыре этапа.
Этапы эксперимента
1-й этап (ориентировочный)
Осознание проблемы и формулирование задач
Младшая группа: Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами.
Средняя группа: Проявляют любопытство, задают первые вопросы. Задачу формулирует педагог и дети ее понимают.
Старшая группа: Часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки формулирования задачи опыта при помощи педагога. Подготовительная группа: Имеют потребность спрашивать у взрослого обо всем, что неизвестно. Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога.
2-й этап (прогностический)
Младшая группа: Выполняют простейшие поручения взрослых. Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.
Средняя группа: При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос «Как это сделать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»
Старшая группа: Методику опыта излагает педагог, дети придумывают отдельные детали. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинают высказывать предположения, каким может быть результат опыта.
Подготовительная группа: Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Выполняют до четырех поручений одновременно (если они несложные, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей. Приобретают способность прогнозировать результат.
3-й этап (поисково-экспериментальный) Выполнение работы, выполнение правил безопасности.
Младшая группа: Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослого.
Средняя группа: Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.
Старшая группа: Работают вместе с педагогом, а затем – под его контролем. Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Контроль со стороны взрослого обязателен.
Подготовительная группа: Работают под непосредственным контролем со стороны взрослого, в простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения. Вероятность травматизма увеличивается из-за неустойчивости внимания и их импульсивности.
4-й этап (экспликационный) Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ.
Младшая группа: Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту.
Средняя группа: Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фотографии, картинки). Запоминают последствия некоторых опытов. Отвечают на вопросы по теме опыта. Старшая группа: Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Педагог комментирует ход опыта. Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Начинают находить и отмечать различия между объектами.
Подготовительная группа: Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4-8 минут. Педагог акцентирует внимание на основных моментах развивающихся событий. Используют несколько графических способов фиксации опытов. Находят не только различия, но и сходство объектов. Группируют по нескольким признакам. Нужна постоянная поддержка педагога.
Результативность развития детского экспериментирования будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления освоить инновационный опыт. Воспитатель должен принимать каждого воспитанника как уникальную личность, уважать его, понимать и верить в него. Сопровождать ребенка в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.