Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»

елена титова
Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение эти знания добывать и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Окружающий мир предстает перед ребенком во всем своем многообразии: живая и неживая природа, рукотворный мир, человек и т. д. Чтобы малыш легко вошел в окружающий мир, не причинив себе вреда, легче приспособился к социальной действительности – задача, которую человечество решает с тех пор, как возникла необходимость в передаче накопленных знаний последующему поколению. Этот процесс эффективен, если строится с учетом возрастных особенностей ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности детского экспериментирования в детском саду“» размещена в разделах

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать все силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Вес исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том, или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активности детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Развитие детского экспериментирования, на каждой ступени дошкольного детства, проходит в четыре этапа.

Этапы эксперимента

1-й этап (ориентировочный)

Осознание проблемы и формулирование задач

Младшая группа: Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами.

Средняя группа: Проявляют любопытство, задают первые вопросы. Задачу формулирует педагог и дети ее понимают.

Старшая группа: Часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки формулирования задачи опыта при помощи педагога. Подготовительная группа: Имеют потребность спрашивать у взрослого обо всем, что неизвестно. Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога.

2-й этап (прогностический)

Младшая группа: Выполняют простейшие поручения взрослых. Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

Средняя группа: При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос «Как это сделать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»

Старшая группа: Методику опыта излагает педагог, дети придумывают отдельные детали. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинают высказывать предположения, каким может быть результат опыта.

Подготовительная группа: Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Выполняют до четырех поручений одновременно (если они несложные, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей. Приобретают способность прогнозировать результат.

3-й этап (поисково-экспериментальный) Выполнение работы, выполнение правил безопасности.

Младшая группа: Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослого.

Средняя группа: Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.

Старшая группа: Работают вместе с педагогом, а затем – под его контролем. Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Контроль со стороны взрослого обязателен.

Подготовительная группа: Работают под непосредственным контролем со стороны взрослого, в простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения. Вероятность травматизма увеличивается из-за неустойчивости внимания и их импульсивности.

4-й этап (экспликационный) Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ.

Младшая группа: Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту.

Средняя группа: Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фотографии, картинки). Запоминают последствия некоторых опытов. Отвечают на вопросы по теме опыта. Старшая группа: Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Педагог комментирует ход опыта. Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Начинают находить и отмечать различия между объектами.

Подготовительная группа: Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4-8 минут. Педагог акцентирует внимание на основных моментах развивающихся событий. Используют несколько графических способов фиксации опытов. Находят не только различия, но и сходство объектов. Группируют по нескольким признакам. Нужна постоянная поддержка педагога.

Результативность развития детского экспериментирования будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления освоить инновационный опыт. Воспитатель должен принимать каждого воспитанника как уникальную личность, уважать его, понимать и верить в него. Сопровождать ребенка в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду»Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду» 14 февраля во всем мире празднуют День Святого Валентина. В нашей стране этот праздник находит все больше и больше поклонников. В этот.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку обрести друзей в детском саду» Родители ведут детей в детский сад в надежде, что ребёнок будет находиться в социуме, у него появятся друзья, он будет развиваться и с удовольствием.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период»Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 08:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем елена титова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД