Марина Борсякова
Консультация для воспитателей «Особенности адаптации детей к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Набор новых групп и последующая адаптация малышей к условиям детского сада является напряженным периодом и для самих детей, и для их родителей, и для работников ДОУ, в особенности - персонала, работающего непосредственно со вновь набранными группами, то есть воспитателей и помощников воспитателей. В данной статье мы попытаемся разобрать основные механизмы процесса адаптации, что поможет сделать прохождение этого процесса максимально быстрым, комфортным и безболезненным для ребят.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности адаптации детей к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ключевым моментом к пониманию ситуации является то, что начало посещения детского сада – это по сути самый первый и очень трудный шаг ребенка в самостоятельную жизнь. Причем данный шаг ребенок не выбирает для себя сам, осознанно, к этому шагу его подталкивают взрослые. Подумайте сами. В первый раз придя в детский сад, ребенок оказывается в большом чужом помещении, где отсутствует привычная мебель, любимые игрушки. С малышом сразу же начинают контактировать ранее не знакомые ему дети и взрослые. Вся деятельность регламентирована режимом дня. Большинство действий выполняется коллективно. Дети кушают за общими столиками, играют общими игрушками, спят в общей спальне. Рядом нет мамы, папы или кого-то из родных. Приходится выполнять то, о чем говорят незнакомые взрослые, персонал детского сада. Естественно, что, оказавшись в такой ситуации, многие дети испытывают колоссальный стресс. Дело в том, что к 2,5 – 3 годам у ребенка уже сложились довольно устойчивые стереотипы, привычки, симпатии и антипатии, привязанности, выработалось определенное поведение. Начав посещать детский сад, малыш с удивлением начинает понимать: многое, из того, к чему он привык в прежние годы своей жизни, здесь не работает. Или работает, но не так, как надо. Или доставляет проблемы. Психика и организм ребенка начинают искать выход, приспосабливаясь к изменившимся внешним условиям. Так начинается процесс адаптации, который протекает для детского организма довольно напряженно. По степени тяжести протекания этого процесса, выделяют адаптацию легкую, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка приходит в норму в течение 10-15 дней. Малыш привыкает к коллективу, начинает успешно взаимодействовать и общаться с другими ребятами. Психоэмоциональное состояние остается стабильным, похудение бывает незначительным, либо отсутствует вовсе. Болезни так же обычно не появляются.
При адаптации средней степени тяжести психоэмоциональное состояние ребенка остается нестабильным до полутора месяцев. Вследствие возникновения патологии при прохождении адаптации (реакция организма на стресс, дети в течение первого месяца могут заболевать и 7-10 дней отсутствовать в группе, что, соответственно, увеличивает длительность процесса. Может наблюдаться похудение, однако к завершению процесса ребенок набирает свой обычный вес.
Тяжелая адаптация длится более полутора месяцев. Здесь можно выделить две группы детей. У первой группы наблюдаются частые заболевания, иногда приводящие к осложнениям. Соответственно, вес ребенка неустойчив. Посещаемость детского сада низкая. У второй группы детей в течение длительного времени наблюдается неадекватное поведение, которое граничит с предневротическим состоянием. Такое состояние может длится до полугода. Обычно ребенок при этом теряет вес, периодически болеет. Взаимодействие с коллективом и персоналом детского сада практически отсутствует, т. к. ребенок в этот период замыкается в себе.
Об успешном завершении процесса адаптации ребенка к условиям детского сада могут сигнализировать следующие показатели: глубокий и спокойный сон, хороший аппетит, прибавка в весе, соответствующая возрастным нормам, активное поведение, успешное взаимодействие с коллективом и стабильно уравновешенное состояние.
Для успешного оказания помощи и поддержки детям в процессе адаптации, следует помнить, что каждый ребенок – индивидуален, это маленькая личность. Важную роль в понимании индивидуальных особенностей детей играет взаимодействие воспитателя с родителями, которые как никто другой, знакомы с индивидуальными особенностями своего малыша. Исходя из полученных от родителей сведений, воспитатель должен выстраивать индивидуальный подход к каждому ребенку в группе. Ведь главным условием успешной адаптации является создание максимально комфортной среды для детей. По большому счету, все действия педагогов и родителей направлены на то, чтобы ребенок осознал, что в детском саду ему комфортно, интересно и весело. В таком случае, через определенный промежуток времени у большинства детей возникает устойчивая симпатия к ДОУ и появляется желание посещать детский сад.
Таким образом, ребенок адаптируется к новым для себя условиям, режиму, первому в своей жизни большому коллективу, приобретает опыт выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми. Именно на данном жизненном этапе у малыша закладываются основные навыки, которые необходимы для жизни в обществе и комфортного существования в любом коллективе.