Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности воспитателя и детей в утреннее и вечернее время»

калинина любовь
Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности воспитателя и детей в утреннее и вечернее время»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности воспитателя и детей в утреннее и вечернее время»

Подготовила: педагог МАДОУ №5

Калинина Л. П.,

Совместная деятельность — деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных. Для всестороннего развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность со взрослым. Именно в совместной деятельности со взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация совместной деятельности воспитателя и детей в утреннее и вечернее время“» размещена в разделах

«Совместная деятельность воспитателя и ребенка» - это понятие вошло в современную типологию детских видов деятельности, представленных в ФГОС ДО. Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением : именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. В ФГОС ДО указываются виды деятельности, которые можно считать приемлемыми для ребенка дошкольного возраста: игровая; коммуникативная; трудовая; двигательная; познавательно-исследовательская; музыкально-художественная; восприятие художественной литературы; продуктивная. Особая роль отводится игровой деятельности, поскольку игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает мир. Следовательно, приоритетными являются современная деятельность воспитателя и детей, игровые формы образования, отсутствие жесткой регламентации детской деятельности. Алгоритм развития любого вида деятельности предполагает организацию совместной деятельности с взрослым, затем совместной деятельности со сверстниками, которая преобразуется в самостоятельную.

К характеристикам совместной партнерской деятельности взрослого с детьми относится:

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

- открытый временной конец (каждый работает в своем темпе);

- свободное общение и перемещение детей;

- педагогическая поддержка (создание эмоционального фона, доброжелательности, взаимопонимании);

Различают:

• непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Совместная деятельность с семьёй направленная на осуществление воспитания и образования.

Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно)

расписывать согласно режимным отрезкам:

1. Утро.

2. Прогулка.

3. Вторая половина дня.

Организация утреннего отрезка времени.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью. Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести

эмоционально-стимулирующую утреннюю гимнастику.

Утренний прием — наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности). При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает в плане конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

По содержанию утренний отрезок времени включает :

- утренний прием детей (приветствие, индивидуальные беседы)

- беседы с детьми- целесообразно планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

- рассматривание предметов и иллюстраций по запланированной теме.

- короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

- формирование культурно-гигиенических навыков эффективно использую чтение стихов о воде, её пользе; в кратких беседах знакомить детей с важностью значения воды в жизни людей, о необходимости бережного использования водных ресурсов; в процессе умывания уточнять название умывальных принадлежностей из какого материала они изготовлены.

- во время приема пищи проводятся ситуативные беседы о правилах поведения за столом, о пользе здоровой пищи; уточняются название блюд, продуктов, используемых в их приготовлении; педагог обращает внимание детей на то, как накрыты столы, наличие столовых приборов, их расположение и назначении.

- ООД - основная форма обучения в детском саду. В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и образования детей в ДОУ. НОД – соединяет обучающую функцию и совместную деятельность. Намечая конкретные занятия, важно учитывать их характер. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной. Количество видов деятельности в утренние часы по ФГОС :

• в младшей и средней — 3-4 вида,

• в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от индивидуальных особенностей детей группы.

- подготовка к прогулке является моментом активного общения с детьми. В процессе одевания с детьми необходимо поддерживать разговор с детьми о назначении предметов одежды, их сезонного назначения, уточняем название материалов, из которых они изготовлены, деталей одежды. Все это способствует расширению и активизации словаря детей. Во время одевания повторяем полюбившиеся стихи, детские песенки, потешки.

Организация прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе). Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд. Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности. Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

• Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

• Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

При организации содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей. Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения.

Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками : зима, весна, лето, осень. Они могут планироваться как кратковременные, так и длительные.

Виды наблюдений: 1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия. 2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники). 3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице. 4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.

5. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии. При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.

Подвижные игры.

Важное место в прогулке занимает подвижная игра, в которой принимают участие все дети группы. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками. Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре, беря на себя наиболее ответственную роль. При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Индивидуальная работа.

Важную роль в организации прогулки играет индивидуальная работа с детьми, которая планируется ежедневно по разделам образовательной программы обучения и воспитания. Тематика должна быть самой разнообразной. Проводятся игры на бытовые, производственные темы; игры на закрепление правил дорожного движения и правил поведения на улицах города; строительные, театрализованные; игры, тематика которых связана с современной жизнью; закрепление знаний, умений, навыков по ФЭМП.

Поисковая деятельность

Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями.

Трудовая деятельность

Элементарная трудовая деятельность также организуется педагогом на прогулке. Она может быть двух видов: 1. Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках. 2. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде. Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые. Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы, ответственности за общее дело.

Экспериментальная деятельность.

Эксперименты проводятся с самыми разнообразными материалами, при этом обязательно учитывается время года. Следует обратить внимание на обеспечение безопасности.

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности, которая осуществляется при непосредственным наблюдении и участии взрослого. По возвращении с прогулки, необходимо побуждать детей не только к самостоятельным действиям, но и воспитываю стремление оказывать посильную помощь друг другу при раздевании, что способствует сближению детей, становлению дружественных взаимоотношений. Слежу за тем чтобы дети аккуратно убирали вещи в шкаф, воспитываю бережное отношение к личным вещам, аккуратность.

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве.

Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т. д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей : вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Планирование второй половины дня

По содержанию вечерний отрезок времени включает в себя те же виды деятельности, что и утренний.

После пробуждения- бодрящая гимнастика.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей- дидактические игры, театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей :

• уборку групповой комнаты;

• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

В этот период времени планируется работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников; спортивные, музыкальные и литературные досуги; рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, содержание которой должно планироваться с учетом образовательной программы. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Работа с родителями.

Ежедневно воспитатель рассказывает родителям о том, чем занимался их ребенок, о его самочувствии, настроении, дает советы о воспитании. Также можно дать рекомендации родителям по рациональному питанию, закаливанию, режиму дня, массажу, проведению гимнастики.

Организованная таким образам образовательная деятельность в режимных моментах способствует успешной реализации многих образовательных задач с учетом реализации ФГОС ДО.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 с. Улькунды муниципального района Республики Башкортостан.

Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей» Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей» Театр! Как много.

Консультация для воспитателей «Гимнастика во время напряженной интеллектуальной деятельности» Консультация для воспитателей «Гимнастика во время напряженной интеллектуальной деятельности» Эта гимнастика выполняется с движениями и.

Консультация для воспитателей «Организация и проведение праздников в детском саду. Роль Ведущего воспитателя на утренниках» А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени,.

Консультация для воспитателей «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.

Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного общего развития ребенка. Сформировать.

Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности родителей и детей в ДОО» Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления.

Консультация «Значение игр — драматизаций в совместной деятельности воспитателей и детей в свете ФГОС» Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда.

Консультация «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности педагогов и детей» МДОУ детский сад № 16 «Малышок» Консультация для педагогов: «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и.

Организация трудовой деятельности дошкольников. Консультация для воспитателей Формы организации трудовой деятельности в настоящее время таковы: 1) поручения, 2) дежурства, 3) совместная или коллективная трудовая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности воспитателя и детей в утреннее и вечернее время»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 19:31
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности воспитателя и детей в утреннее и вечернее время»» (включая файлы) размещена пользователем калинина любовь (УИ 1792724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД