Наталья Невзорова
Консультация для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного общего развития ребенка. Сформировать и поддержать познавательный интерес детей к объектам и явлениям окружающего мира способствуют такие типы исследовательской деятельности как : экспериментирование, опыты, коллекционирование.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Экспериментирование может осуществляться в разных формах. Чем старше ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Повседневная жизнь поражает у детей сотни вопросов : почему листья падают? Зачем нужна кровь? Почему звезды видно только ночью? И др. Ребенок задает вопросы и хочет услышать ответы. Дать ответ – это еще не все. Обычно каждый ответ порождает новые вопросы. Зачастую дети сами не понимают. Что именно они спрашивают. Им нужно помочь задать вопрос так, чтобы на него можно было ответить. Примерами вопросов, развивающих познавательное мышление могут быть следующие: Что ты видишь? Что изменилось? Почему изменилось? Важно поощрять ребенка говорить о том, что он видит, слышит, чувствует, ощущает; пусть он задает вопросы об окружающем мире, пусть сам пытается объяснить, почему все происходит именно так, а не иначе. Так ребенок будет не только узнавать больше, но и учиться тому, как добывать знания. Иногда ребенок задает вопросы, чтобы узнать, что произойдет, если сделать то-то и то-то, например «А можно ли заморозить молоко?», «А можно ли снег держать в холодильнике?» и т. д. Каждый раз, когда представляется такая возможность, вместо того чтобы дать ответ заранее, следует попросить ребенка предположить результат, поставить вместе с ним эксперимент. После эксперимента поговорить о нем с ребенком: что случилось, как и почему именно так. В книжных магазинах и в библиотеках можно найти описания простых экспериментов, которые можно поставить в условиях детского сада, в домашних условиях. Например:
Эксперимент №1 Тающий лед.
Возьмите три кубика льда. Положите один в чашку с горячей водой, один – с теплой, один – с холодной. Посмотрите, какой кубик расплавится первым.
Эксперимент №2 Сахарные следы.
Возьмите три разных вида сахара: белый сахар-песок, кусок сахара и осколок сахарной головы. Наполните три чашки теплой водой. Положите песок в одну чашку, кусок – во вторую, осколок – в третью. Помешайте сахар во всех трех чашках. В какой из них сахар растает быстрее? Почему?
Эксперимент №3 Что плавает, а что тонет?
Приготовьте несколько разных предметов: губку, кусочек яблока, бумагу, ложку, карандаш, пластиковую баночку, пробку. Наполните водой тазик. Берите каждый предмет по очереди и спрашивайте у ребенка, будет ли этот предмет плавать или тонуть. Затем положите предмет в воду. Посмотрите, правильно ли угадал ребенок.
Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской деятельности взрослых. Это обусловлено родством детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания окружающего мира. В качестве особенностей детского экспериментирования А. И. Иванова выделяет следующие:
• Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.
• Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану.
• В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться намеченного плана. Можно разрешить детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия. Необходимо поддерживать попытки детей мыслить самостоятельно.
• Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать, не разговаривая. Создание возможности проговаривать свои действия нужно рассматривать как один из ведущих факторов развития ребенка – дошкольника.
• Отличительной особенностью можно считать способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. Дети дошкольного возраста вследствие специфических физиологических и психологических особенностей с большим трудом воспринимают знания, преподносимые в чистом виде. В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды детской деятельности и составляют с ними единое целое. Если знания в школе можно давать большими порциями, то в детском саду их приходится дробить на ряд мелких наблюдений и проводить как серию опытов.
• Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами, поэтому зачастую не могут выразить словами то, что понимают. Поэтому, многое на этом этапе зависит от педагога, который не устраивает фронтальный опрос, а стремиться к тому, чтобы дети в непринужденной форме поделились радостью открытиям или решили какую-нибудь экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. И в этом плане очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это прослеживается при постановке цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
• Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. А любопытство побуждает детей пробовать на вкус все странное и новое. Увлекаясь работой, они забывают об опасности, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Можно, например, ввести правило: сначала спроси, потом экспериментируй. При этом педагогу важно уметь создавать особую атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать познавательную и практическую активность по отношению к окружающему миру. Тактика педагогического руководства должна строиться на принципе сотрудничества педагога и ребенка как в преобразовательной деятельности, так и при переживании впечатлений от восприятия окружающего мира.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. (Поддьяков Н. Н., Лямина Г. М., Усова А. П., Панько Е. А. и др.).
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с таким, как наблюдение. Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. И. П. Павлов отмечал, что наблюдение собирает то, что предлагает природа, а эксперимент позволяет нам брать то, что мы хотим. Этот метод реализуется в опытах. Для ребенка любая прогулка может стать увлекательным научным приключением.
Во время наблюдения взрослому следует использовать научные термины и добиваться того же от ребенка. Как это называется? Какой это материал? Как его можно описать и т. д. Если ребенок не знает, можно спросить его, как, откуда и где он может об этом узнать. Где искать? Кого можно спросить? Как узнать?
Разумеется, не на все вопросы можно ответить путем эксперимента. Некоторые вопросы слишком теоретичны, например: что будет, если небо упадет? Если весна не наступит? и т. д. Любой ребенок может запутаться в идеях. Поэтому очень важно не предполагать, что ребенок и так разберется в том, что такое электричество, газ или звук, а объяснить суть происходящего. Дети хотят знать, почему мир устроен так, а не иначе. Ребенку нужно понять, что такое наука. Науку можно встретить везде. Почти во всем, что делает ребенок, можно найти что-нибудь научное. Например, он создает из бумаги самолетики – из этого он может узнать о полете, аэродинамике и потоках воздуха. Ребенок двигается, и при этом в его теле происходят разнообразные процессы: дыхание, пульс, бьется сердце и так далее. Ребенка окружают разнообразные изобретения, предназначенные для того, чтобы облегчать нам жизнь. А может ли ребенок сделать какое-нибудь изобретение? Конечно, может, нужно только предложить ему это, хотя бы нарисовать то, что он придумает.
Далее обратимся к такому виду познавательной исследовательской деятельности, как коллекционирование. Дети любят собирать и копить, а значит стоит воспользоваться этим свойством детского характера. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющимися ступеньками к творчеству: познавательные психические процессы, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Однако, как только дети заканчивают собирать коллекцию камней или ракушек, они часто теряют интерес к ней. Поэтому важно помогать оставаться ребенку постоянным в своем увлечении. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживать интерес детей к собирательству. Необходимо научить ребенка правильно собирать коллекцию, сортировать ее, размещать на подставках, в альбомах или досках, а также дать возможность устроить презентацию или выставку частной коллекции ребенка в группе. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом неоценима помощь родителей, которые проявляют интерес к увлечениям ребенка, поощряют их, помогают в выборе коллекций, создают доброжелательную атмосферу творческого поиска, организуют показы, выставки коллекций. Замечено, что человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Интерес имеет огромное значение в развитии творческой личности. Интерес ребенка к какому-либо объекту способствует возникновению желания больше узнать о нем, формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.