МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды»

Ирина Иванчук
Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды»
▼ Скачать + Заказать документы

«Следя за детьми, в конечном счёте, мы видим,

что путь к правильному воспитанию лежит

через организацию среды…»

Л. С. Выготский

Понятие «среда» появилось в 20-х годах ХХ века. Изучением этого вопроса занимались такие видные деятели, как Шацкий С. Т., Блонский П. П., МакаренкоА. С., Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Занков Л. В., Сухомлинский В. А. и др. В дошкольной педагогике развивающая среда – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. В узком смысле слова среда- это непосредственное предметное окружение, которое помогает познавать социальный мир и развивает ребёнка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Основы создания развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах

1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одними из таких требований являются и требования к условиям реализации Программы, которые включают в себя требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде, которая должна: 1) дать гарантию охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; 2) обеспечить детям эмоциональное благополучие; 3) способствовать профессиональному развитию педагогических работников;

4) создать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечить открытость дошкольного образования;

6) создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Предъявляя требования к развивающей предметно-пространственной среде, стандарт говорит о том, что:

1) РППС должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с учетом особенностей каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2) РППС должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3) РППС должна обеспечить:

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

• учёт возрастных особенностей детей.

4) РППС должна быть содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой, безопасной и доступной.

Насыщенность среды должна учитывать возрастные возможности детей и содержание Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечить:

• познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными для детей материалами (например, с песком и водой);

развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность для самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Полифункциональность материалов предполагает :

• разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

• наличие в Организации или Группе полифункциональных предметов, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской деятельности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает :

• наличие в Организации или Группе пространств, которые предназначены для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей;

• периодическую смену игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Трансформируемость пространства предполагает, что среда будет изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся возможностей и интересов детей.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Доступность среды предполагает :

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые помогают обеспечить все основные виды детской активности;

• исправность и сохранность материалов и оборудования.

5) Организация самостоятельно определяет средства обучения, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметная среда оказывает на ребёнка определенное воздействие уже с первых минут пребывания его в детском саду. Важно, чтобы она была развивающей – это её ведущая функция! Среда должна позволять ребёнку быть творцом своей деятельности, содержать посильный материал и учитывать зону ближайшего развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребёнок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявление самостоятельности, творчества. Поэтому пространство помещения, в котором дети проводят достаточно много времени, должно предполагать наличие :

-активного сектора (он занимает самую большую площадь в группе, включающего в себя:

• центр игры;

• центр двигательной деятельности;

• центр конструирования;

• центр музыкально театрализованной деятельности.

-спокойного сектора, который предполагает наличие таких центров как:

• центр книги;

• центр отдыха;

• центр природы.

-рабочего сектора, занимающего четверть всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:

• центр познавательной и исследовательской деятельности;

• центр продуктивной и творческой деятельности;

• центр правильной речи и моторики.

Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента и при необходимости могут вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.

Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, является источником его знаний и социального опыта.

Источники: https://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do https://www.mbdou10-tula.ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/370-organizatsiya-razvivayushchej-predmetno-prostranstvennoj-sredy-v-sootvetstvii-s-fgos-do https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/instrumenty-vliyaniya-sovremennogo-pedagoga/postroenie

Публикации по теме:

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС» Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС. Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго.

Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды»Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды» Консультация на тему: Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечение реализации потребности ребенка.

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ» Создание предметно-развивающей среды в старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.

Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский Развитие ребенка - дошкольника.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования делает приоритетным психологическое.

Отчет об организации предметно-пространственной развивающей среды для мальчиков средней группы ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ А «НЕПОСЕДЫ». Подготовила: воспитатель.

Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды»
Опубликовано: 8 октября 2017 в 16:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Основы создания развивающей предметно-пространственной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванчук в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД