Получи документы

Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»

Ольга Дымиха Завадская
Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (ТНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения. При этом нарушается формирование как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Общее недоразвитие речи, Преодоление несовершенств детской речи“» размещена в разделах

Несмотря на разную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является позднее формирование речевой деятельности: первое слово появляется к трем, четырем, а иногда к пяти годам. Показателем является отставание экспрессивной речи при благополучном понимании обращенной речи. Речь таких детей монотонна, малая речевая активность, которая с возрастом без специального обучения падает. Однако дети относительно критически относятся к своему дефекту. Отмечается неустойчивое внимание, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память: из-за этого страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, предыдущие занятия. Из-за низкой активности припоминания страдает познавательная деятельность.

В группу с ТНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия). Речевое недоразвитие у дошкольников может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевого общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Общее недоразвитие речи (ТHP) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1-й уровень характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»). Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий.

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот. Фразовая речь отсутствует. Дети используют односложные слова-предложения. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков. Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2-сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается. Зачисляются в группе с 3-х лет на 3-4 года обучения

2-уровень. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». В речи детей появляется довольно большое количество слов. Но используемые слова достаточно искажены. Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов. Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты. В речи детей нарушается согласование глагола и существительного, прилагательного с существительным. Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует. Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги. Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов. Зачисляются в группе с 3-4 лет на 3 года обучения.

3-й уровень характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка. Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения. Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных, смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуются существительные с прилагательным, числительные с существительными и др.

Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки». Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками. Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава. При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание. Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения. Зачисляется в группу с 4-5 лет на два года.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У некоторых детей низкая активность запоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание в одной позе. В связи с вышесказанными особенностями в развитии детей с ОНР, в воспитательно-образовательный процесс обоснованно включаются коррекционно-развивающие мероприятия.

4-й уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи.

Для развития фонематического слуха и восприятия необходимо:

• Развитие слухового внимания.

• Развитие речевого слуха.

• Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

Всю систему работы по развитию у детей способности слышать, повторять, выделять, дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,

сочетаний слов и фраз;

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Важно развивать слуховое внимание, используя различные неречевые звуки: звуки живой и неживой природы, шум транспорта, музыкальные звуки, бытовые шумы и другие.

Речевое дыхание имеет большое значение для формирования красивого, звучного голоса, четкой дикции, правильного произношения. Разминки для развития дыхания необходимо использовать как на занятиях, так и в режимных моментах.

От развития речевого внимания, речевого слуха, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата зависит чистота речи. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития. Практические игры и упражнения, помогут воспитателю в работе с детьми.

Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, часто имеют и нарушение ритмико-интонационной ее стороны. Фонетическая ритмика способствует соединению работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики, коррекции произносительных навыков, развивает слуховое восприятие, нормализует речевое дыхание, развивает чувство ритма и умение изменять силу и высоту голоса. Упражнения можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Хотелось обратить внимание на то, что во всех случаях речь воспитателя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, очень важно использование наглядности, различных опорных сигналов, схем. Данный материал поможет ребятам быстро и легко запомнить сложные понятия: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой, парный – непарный.

Очень часто дети с речевой патологией утомляемы, истощены, непоседливы, вспыльчивы, замкнуты. Тогда на помощь воспитателю может прийти психогимнастика.

Дети, имеющие недоразвитие фонематической стороны речи, испытывают значительные сложности в различении фонем сходных по артикуляторно – акустическим признакам. Этот этап работы с детьми достаточно длительный, требующий от воспитателя терпения, определенных знаний, опыта.

В коррекционной работе с детьми целесообразно использование нетрадиционных методов и приемов. Работа с песком и водой прямое тому подтверждение. Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение, развивает моторику рук. Такие занятия лучше проводить индивидуально или небольшими подгруппами. Выполняя работу таким образом, можно заниматься формированием и коррекцией недостатков фонематического слуха и восприятия, используя различные приемы, упражнения, игры.

Работа с ребусами, фишками, звуковыми линейками, символами помогает дошкольникам овладеть звуковым анализом, а это подготовка к овладению самостоятельным чтением и письмом.

Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей накануне Международного дня детской книги «Элинор Фарджон»Консультация для воспитателей накануне Международного дня детской книги «Элинор Фарджон» Элинор Фарджон - первая писательница, награждённая Золотой медалью имени Ганса Христиана АНДЕРСЕНА То, что 2 апреля – день детской книги.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги»Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 22:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Общее недоразвитие речи. Преодоление несовершенств детской речи»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дымиха Завадская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД