Хребет Лариса Станиславовна
Консультация для воспитателей «Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей "Новые подходы к музыкально-пластическому
воспитанию детей дошкольного возраста" МБДОУ "Детский сад № 3 "Светлячок" г. Рыбное Рязанской области.
В этом учебном году я стала обращаться к программе "Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной.
Публикация «Консультация для воспитателей „Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Опыт использования данной программы показал, что её привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями, а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.
Используя музыкально-ритмические композиции, можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений, фрагменты логоритмических занятий и т. д.).
Благодаря разнообразной тематике музыкально-ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной и др.).
Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, и эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребё нку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, студиях и т. д.
Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения встают новые задачи по обучению и воспитанию детей.
1. Развитие музыкальности :
развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;
развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие ловкости, точности, координации движений;
развитие гибкости и пластичности;
воспитание выносливости, развитие силы;
формирование правильной осанки, красивой походки;
обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :
развитие творческого воображения и фантазии;
развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
Наблюдая за детьми младшей группы, я сделала вывод, что они чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако, возрастные особенности (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности) сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, недостаточно развито чувство равновесия. Вследствие этого объём и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.
Развивая музыкальность, я стремлюсь воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр.
Этого я стараюсь достичь следующим образом:
обогащаю слушательский опыт (дети узнают знакомые плясовые, маршевые мелодии, песни, пьесы);
развиваю умение передавать в движении характер музыки и её настроение ( контрастное: весёлое – грустное, шаловливое, спокойное и т. д.).
Развивая способность передавать в пластике музыкальный образ, стараюсь использовать следующие виды движений:
Основные:
• ходьба – бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, вперёд и назад;
• бег – мягкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "Ручейка" и т. д.);
• прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд).
Общеразвивающие упражнения:
• на различные группы мышц и различный характер, способ движения;
• упражнения на плавность движений, махи, пружинность, которые даю, как правило, на основе игрового образа.
Имитационные движения:
• разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.).
Плясовые движения:
• Простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например: поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног и т. д.
Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.
Наблюдая за детьми средней группы, обратила внимание на то, что дети стали выполнять более сложные по координации движения, у них возросла способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
В этом возрасте дети становятся более гибкими, пластичными, начинают проявлять самостоятельность в исполнении творческих задач. Вместе с этим у ребят идёт обогащение слушательского опыта.
Здесь я предлагаю им прослушать разнообразные музыкальные произведения для ритмических движений: народные, современные детские песни и некоторые доступные произведения изобразительного характера композиторов-классиков (например, из "Детского альбома" П. И. Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков"; или из "Бирюлек" М. Майкапара: "Мотылёк", "В садике" и др.).
Показателем уровня развития детей средней группы является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
В старшей и подготовительной группах дети достигают кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, мягкости и изяществе. Для ребят этих групп я подбираю более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Это даёт возможность решить задачу целостного восприятия музыки детьми в тесной взаимосвязи её характера с жанровой принадлежностью.
Кроме того, здесь я знакомлю детей с музыкальными формами, основанными на принципе контраста. Они способствуют выработке умения самостоятельно изменять композицию танца, отдельных "па" в соответствии в соответствии со сменой частей музыкального произведения.
Для развития музыкальности воспитываю интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, развиваю умения выражать в движении характер музыки и её настроение, развиваю умения передавать основные средства музыкальной выразительности : темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе синкопы); развиваю способность различать жанр произведения (вальс, полька, старинный и современный танец).
Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами помогают полнее раскрыть характер, настроение музыки. Предметы должны радовать глаз, развивать вкус у детей, способствовать многостороннему эстетическому воспитанию. Это могут быть: платки и платочки (желательно прозрачной фактуры); разноцветные флажки, составляющие живописную гамму; гимнастические ленты (длиной 1,5 –3 м); мячи трёх размеров; музыкальные игрушки; куклы, мягкие игрушки. Вместо искусственных цветов, которые дети держат в руках, целесообразно изготовить большие цветы из капроновой ткани и закрепить их на среднем пальце резинкой.
Благодаря всему этому ребята:
более выразительно исполняют движения под музыку;
самостоятельно отображают в движении основные средства музыкальной выразительности;
осваивают больший объём разнообразных композиций и отдельных видов движений;
умеют передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
точно и правильно исполняют движения в танцевальных и гимнастических композициях.