Надежда Краковская
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Нетрадиционное оздоровление детей. Психогимнастика».
Пояснительная записка.
Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна, очень распространена и вызывает волну тревожности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционное оздоровление детей, Психогимнастика“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей. И хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольника, поиск эффективных методик в этой области продолжается. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого ДОУ. Вот почему одним из путей решения проблемы является целенаправленное использование инновационных оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Особое внимание в детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей, для этого в своей практике мы используем нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Дети должны почувствовать и понять значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в коллективных играх и развлечениях, в досугах и мероприятиях.
Поэтому в свой педагогический арсенал я решила включить психогимнастику. Именно она, наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики :
• игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
• сохранение эмоционального благополучия детей;
• опора на воображение;
• возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики :
• опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
• преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
• снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
• создание возможности для самовыражения.
Задачи психогимнастики :
• дети приобретают навыки ауторелаксации;
• обучаются технике выразительных движений;
• корректируют свое поведение при помощи ролевых игр;
• избавляются от эмоционального напряжения;
• учатся распознавать эмоции и управлять ними.
Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
• относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
• каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
• не допускать упреков и порицаний за неуспех;
• занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
• давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
• развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
• постепенность развивающее- коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Уточню, где и как я использую психогимнастику :
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной) .
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию.
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Также я включаю психогимнастические комплексы в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Показания к проведению:
-детям с чрезмерной утомляемостью;
-истощаемостью;
-непоседливостью;
-вспыльчивым;
-замкнутым;
-с неврозами;
-легкая задержка психического развития;
-и с другими, нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Очень важно, чтоб педагог детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении. Поэтому, просыпаясь утром, нужно внушать себе: «Я спокойна, я доброжелательна. Всё у меня сегодня будет хорошо, и к детям я иду с хорошим настроением». Каждое утро мы начинаем с зарядки, которая заканчивается психологической установкой на целый день. Вместе с детьми мы громко и четко проговариваем: «Я здоровый и счастливый».
Комплексы психогимнастики для детей старших возрастных групп
Для индивидуальной работы с детьми.
1. «Драка» (индивидуально)
Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились? Ты хочешь подраться? Это хорошо? Давай я тебе помогу успокоиться. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. «Ура! Неприятности позади!»
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
2. Упражнение «Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «бе-бе-бе». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
Упражнения для снятия напряжения, агрессивности.
1. «Дружба»
Цель: Научить детей контролировать свои действия.
В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:
Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.
Напряглись, взглянули грозно.
Лоб нахмурили серьезно
Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.
Все пошли уже в атаку.
Вот сейчас начнется драка.
/Дети делают глубокий вдох, задерживают дыхание, локти прижаты к туловищу/
В: Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разняться.
Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга.
2. «Доброе животное»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Участники берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!»
Все прислушиваются к своему дыханию и к дыханию своих соседей.
«А теперь послушаем вместе»
Вдох – все делают шаг вперед,
Выдох – шаг назад.
Так дышит доброе животное, а вот так ровно бьется его большое доброе сердце (топаем тихо ногами 3 раза с паузами).
3. «Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
4. «Шалтай-болтай»
Цель: Снять напряжение.
Дети садятся на пол и качаются из стороны в сторону, опираясь то на правую, то на левую руку попеременно. Приговаривают:
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая,
Шалтая-болтая, Шалтая-болтая
Поднять.
5. «Потянулись-сломались»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх, выше, выше…. Мысленно отрываем пятки, чтобы стать еще выше (пятки не отрываем от пола). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи. Повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол…. Лежим расслабленно, безвольно, удобно…. Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его.
6. «Поза покоя»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Инструкция: «Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза» (воспитатель продолжает медленно, тихим голосом) :
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно! (пауза 1-2 мин.).
- А теперь сжали руки в кулаки, разжали, сделали глубокий вдох, выдох и открыли глаза.
Упражнения для активизации детей, снятия усталости.
1. «Корабль и ветер»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»
Упражнение можно повторить 3 раза.
2. «Зайки и слоны»
Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоны". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра». Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
3. Упражнение «Рубка дров»
Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Эту игру особенно хорошо проводить после того, как ребенок долго занимался сидячей работой. Она поможет избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости.
«Ребята, знаете ли вы, как нужно рубить дрова? Как нужно держать топор? В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут бревно? Хотите, попробовать? Тогда берите топоры и приступаем».
Позаботьтесь о том, чтобы вокруг было достаточно свободного места. Пусть ваш маленький дровосек рубит дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например, говорить «Ха!».
4. Упражнение «Смена ритмов»
Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.