Оля Горощенко
«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация компетентностного подхода в работе с родителями
с использованием инновационных форм
3. Цель работы :
Поиск и внедрение актуальных форм работы с родителями в ДОО, необходимых для повышения компетентности и активности родителей как участников образовательной деятельности.
Задачи работы :
1. Создать естественные стимулы для мотивации родительского участия в жизни воспитанников в дошкольной организации;
Публикация «„Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2. Обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе "воспитанники -родители -педагоги" на активной, деятельной основе;
3. Определить промежуточные и конечные результаты родительского участия через измеряемые показатели и презентовать видимые продукты совместной деятельности.
6. Формы работы с родителями :
Для себя я наметила определенный спектр действий
для повышения компетентности и активности родителей, который отражает формы взаимодействия, через которые будет проходить работа и каков ее результат.
Начала работу с изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. С этой целью провела анкетирование «Сотрудничество ДОО и семьи».
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализирую особенности структуры родственных связей каждого воспитанника, специфику семьи и семейного воспитания воспитанника, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.
Для познания родителями своего ребенка и себя как родителя, раскрытия возможностей развития ребенка в детском саду, возможностей и способов своей педагогической компетентности провела самодиагностику родителей, предъявила родителям смыслопоисковые задачи, проинформировала о средствах и формах повышения своей психолого-педагогической компетентности.
С этой целью так же предлагаю написать мини-сочинения на тему «Мой ребенок», «Какой я родитель?», что побуждает родителей задуматься над поставленным вопросом, формирует умения самокритично оценивать свою воспитательскую деятельность, а мне, как педагогу, взглянуть на ребенка и самого родителя его глазами.
Итог работы : составленные родителями «портрет» своего ребенка (что он может, какие проблемы испытывает) и «портрет» себя как родителя (что знаю, умею, могу, делаю правильно; чего не знаю, не могу, делаю неправильно).
В рамках подготовки к образовательной деятельности провожу два раза в месяц индивидуальную работу с родителями и воспитанниками. Для этого использую "Модель трех вопросов". Например, планируется образовательная деятельность по теме "Космос". У каждого ребенка есть свои представления о космосе. Опрашиваю несколько
воспитанников и делаю записи в "Модели трех вопросов". Предупреждаю родителей, что в течение года будут задействованы все воспитанники (и соответственно все родители). Для чего необходима данная работа с использованием модели трех вопросов? Ребенок вместе с родителями ищет ответ на поставленную проблему и реализует ее через индивидуальную проектную деятельность, затем делится полученной информацией со своими сверстниками в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитанники выступают в роли экскурсовода или докладчика, а родитель может посетить образовательную деятельность как гость и представить информацию в какой то необычной форме.
Так же совместно с воспитанниками и родителями составляем план деятельности на неделю по определенной теме. Например, по теме «Моя семья». Воспитанники предлагают нарисовать портреты своих родителей, узнать, кто где живет, сконструировать дом для своей семьи, подобрать фотографии и картинки, составить рассказ о своей семье и др. Собираю детские идеи и записываю их на большом плакате, указываю имя ребенка, предложившего идею, затем помещаю плакат в приемной и родители выступают со своей инициативой, что бы могли предложить они: составить генеалогическое древо, провести спортивный конкурс, подготовить и провести День семьи и др. Таким образом, совместно с воспитанниками и родителями рождается план проектной деятельности.
"Родительский дневник запросов и SМС-почта"
Достаточно традиционная форма в практике работы с семьей – ящик вопросов и ответов, предназначение которого заключалось в возможности задавать родителям любые интересующие вопросы письменно. Но пустующие ящики подвели меня к необходимости перестройки существующей работы с письменными обращениями родителей. Для этого в моей группе создан родительский дневник запросов и смс-почта. Данная форма работы с семьей позволяет родителям осуществлять запрос, заявку на конкретно интересующую их тему по вопросам воспитания и обучения ребенка не только педагогу, работающему в данной группе, но и на получение консультации от специалиста, администрации дошкольной образовательной организации. Ответ по запросу родители получают через SМС – почту на свой индивидуальный почтовый ящик, который расположен с внутренней стороны шкафа для раздевания воспитанника. С позиции компетентностного подхода такая форма работы более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность. Для удовлетворения образовательных запросов родителей использую и разные творческие формы : родительский клуб «Росток», конкурсы, выставки, папки-передвижки, тематические стенды. Еще одно преимущество СМС-почты - она позволяет ежедневно сообщать родителям об успехах, достижениях ребенка.
А достижения воспитанников естественно помогают родителям увидеть рост своего ребенка и тем самым родители сами активно включаются в образовательный процесс: организуют досуговую деятельность, экскурсии.
Итогом работы становятся четко оформившиеся образовательные запросы: что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя, и повышается рост психолого-педагогической компетентности родителей, развитие их творческой инициативы.
Создаю условия для самоанализа результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста родителей через презентации, проведение конкурсов «Семья года». Также предлагаю родителям представить свой положительный опыт в разнообразных формах :
В приемной оформляю стенд с изображением большого цветка "Цветок мудрости". В сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Лепестки цветка с кармашками пустые. Родители делятся советами, записывают афоризмы и пожелания по выбранной теме. Темы могут быть разными, например:
- "Детские капризы, я знаю, как их преодолеть";
- "Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым" и т. п.
ИЛИ:
"Недописанный тезис"
В сердцевине цветка размещаю фразу, например:
- "Счастливая семья - это. ";
- "Хороший воспитатель - это. ";
- "Успешный ребенок - это. "
- «Мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что.» и др.
Родители анонимно дописывают предложение. Подобные недописанные тезисы и наиболее интересные советы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний, дисскусий.
Стенд "Наши родители советуют"
В инновационном плане компетентностного подхода сами родители могут предлагать материалы, на их взгляд наиболее актуальные, например, для профилактики простудных заболеваний, о новых методах закаливания, высказывать свое мнение о прививках, или поделиться опытом :
- "Профилактика простуды, я делаю так. "
а также обратиться с инициативой к другим родителям, например:
- " Предлагаю провести для детей экскурсию по городу, ваши предложения?"
"Калейдоскоп семейных увлечений"
Родителям предлагаю проявить свое семейное творчество не только в изготовлении поделки или в организации семейной выставки, но и поделиться опытом через самиздат (самостоятельное издательство) информационных газет, познавательных журналов, порт-фолио семьи или ребенка.
Стенд "Звезда недели (вот какой-я)"
Что еще можно предложить нового в плане компетентностного подхода? Улучшить оформление плаката «Звезда недели». Обычно плакат вывешиваю в групповом помещении на самом видном месте. Его цель - формирование положительной Я-концепции, развитие самооценки, самосознания. Как правило, плакат оформляют родители совместно с ребенком. В красочной форме представляется рассказ о ребенке, его увлечениях, достижениях, интересах. Звездой недели периодически становится каждый воспитанник.
Еще одним предложением для родителей могут стать плакаты : «Коллаж интересов», «Все о нашей семье». Это своего рода домашние задания и для родителей, и для детей.
В современных условиях дошкольной организации трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших воспитанников.
Результат взаимодействия с семьями воспитанников, их компетентность и активность отражается в рейтинге участия в жизни группы.
Это небольшой стенд в виде таблицы, в которой отражается количественное и качественное участие семей в жизни группы в течение года. В конце года подводим итог, родителей, внесших наиболее активный вклад, награждаем грамотами, благодарственными письмами, сувенирами.