Татьяна Кашуба
Консультация для воспитателей «Создание условий для поддержки детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(МБДОУ «Детский сад № 109»)
на тему:
«Создание условий для поддержки
детской инициативы»
подготовила: Кашуба Т. А.
Энгельс
2019
Создание условий для поддержки детской инициативы
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для поддержки детской инициативы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность ярче всего проявляется в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию.
Инициативный ребенок умеет реализовать свою деятельность творчески, проявляет познавательную активность.
Для развития познавательной активности детей в ДОУ созданы необходимые условия, учитывающие следующие факторы:
- образовательная и игровая среда, стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей;
- предметно-развивающая среда разнообразна по содержанию;
- родители информированы о жизни ребенка в ДОУ (что нового узнал, чем помочь ребенку в поиске нового);
Выше перечисленного недостаточно для того чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Необходимо использовать разнообразные формы и методы организации детской познавательной деятельности.
По нашему мнению, эффективны следующие формы работы поддержки детской инициативы :
- познавательные занятия, например, «Как изобрели бумагу?», «История создания первой книги», «Путешествие в мир часов»;
- совместная деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование, например, «Какая бывает вода?», «Тонет – не тонет»;
- наблюдение и труд в центре природы, например, «Огород на окне», «Вырастим лук от семи недуг»;
- самостоятельная деятельность детей, организованная так, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, запоминать, действовать, добиваться поставленной цели. Легко запоминаются и долго сохраняются в памяти те знания, которые получены исследовательским путем. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который все хочет знать, во всем разобраться, у него особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с интересом, удивлением, открывает для себя чудесный мир предметов, событий, явлений.
Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.
Развивая познавательную активность, мы пришли к выводу, что наиболее успешны такие приемы:
- моделирование ситуаций с участием персонажей;
- поощрение самостоятельности;
- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка;
- индивидуально-личностное общение с ребенком;
- создание коллекций, музеев, например, «Чудо дерево», «Детская книга», «Погремушка», «Курочка Ряба»;
- использование картосхем, алгоритмов, моделей обследования предмета, и др.
Именно такое многообразие методов и приемов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.
Итак, для инициативной личности характерно :
- произвольность поведения;
- самостоятельность;
- развитая эмоционально волевая сфера;
- инициатива в различных видах деятельности;
- стремление к самореализации;
- общительность;
- творческий подход к деятельности;
- высокий уровень умственных способностей;
- познавательная активность.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью, так как многие задания выполняются совместно. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что-то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.
Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.