Галина Лосева
Самоанализ урока русского языка «Второстепенные члены предложения» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ урока русского языка в 8 классе учителя русского
языка и литературы
МКОУ «Новопетровская СШ»
Лосевой Галины Николаевны Тема: «Второстепенные члены предложения».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
УМК: «УМК Т. А. Ладыженской».
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических единиц).
Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности. Подход: личностно – ориентированный, системно-деятельностный Технология: игровая, проблемно-диалоговая, икт-технология, разноуровневая дифференциация
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Раздаточный материал :1. Карточки для кластера2. Таблица для заполнения исследовательской работы в парах3. Таблица «второстепенные члены предложения» для эксперта4. Лист поурочного балла ученика5. Карточка жеребьёвки с заданием для работы в парах. 6. Карточка- эталон для самопроверки с текстом. 7. Карточка с текстом. 8. Карточка с заданием №5
«Распространи предложение»; 2. Презентация Power Point;
3. Учебники;
4. Доска (заранее написана дата);
5. Техническое оборудование:мультимедийный проектор;экран;компьютер
;колонки
Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении в ходе группового взаимодействия.
Задачи урока:
- обучающие:
1). Организовать деятельность учащихся по расширению знаний по теме
«Второстепенные члены предложения».
2) Формировать умения находить в тексте второстепенные члены предложения с их особенностями.
3) Развивать способности обучающихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4) Формировать навыки учебного общения и сотрудничества в малой группе и коллективе.
5) Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы
6) Обогащать словарный запас
- развивающие:
1) Развивать способности обобщать материал в форме таблицы.
2) Развивать умение определять в тексте и устной
речи отличительные признаки второстепенных членов предложения и записывать их;
4) Создавать условия для развития коммуникативных компетенций.
5) Способствовать развитию творческих способностей.
- воспитательные:
1) Воспитывать у обучающихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
2) Стимулировать познавательную деятельность обучающихся.
3) Создавать условия для формирования любви к русскому языку.
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского
языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- определение целей предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной, последовательности действий, оценка достигнутых результатов,
- умение аргументировать свою точку зрения. Предметные:
- умение узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных.
- закрепление изученного материала по теме. Регулятивные:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Познавательные:
- осознание познавательной задачи, решение её (под руководством учителя или самостоятельно); поискязыковых примеров для иллюстрации изучаемых языковых понятий.
Коммуникативные:
- умение осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;- умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно- диалогического обучения с использованием приёмов развития критического мышления учащихся.
Содержание урока соответствует требованиям программы. Учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности. Данный
урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом и является основой для дальнейшего изучения второстепенных членов предложения. Этапы урока и содержание материала были подобраны в соответствии с выбранным типом урока. Время, отведённое на все этапы, было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена. Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ, вопросы, задания для учащихся) соответствовал поставленным целям и задачам данного урока. Урок рассчитан на 45 минут.
Методика проведения урока.
Активизация представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация, применение здоровьесберегающих технологий.
Использовались
методы работы:
-частично-поисковый, или эвристические метод; метод наглядности;
метод контроля и самооценки;
- словесные методы (работа с учебником, беседа);
- практический;
-проблемный; формы работы:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- фронтальная
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются фронтально, в процессе самостоятельной работы и работы в парах. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик (при работе в паре, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске). Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.
Психологические аспекты урока.
На уроке создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Соответствие урока требованиям ФГОС.
Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у
учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Урок соответствует ФГОС.
Урок направлен на формирование и развитие УУД. Предметные результаты:
знать, какие особенности характерны каждому второстепенному члену предложения; уметь ставить вопросы к второстепенным членам предложения; находить второстепенные члены предложения по их особенностям в тексте; отличать второстепенные члены предложения от других членов предложения; определять индивидуальные признаки второстепенных членов предложения; уметь разбирать предложения с по членам предложения с указанием их особенностей;уметь работать с текстом;
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и творческой активности; стремление к совершенствованию своих умений;
извлечение из предметного текста необходимой информации; осознанное и произвольное речевое высказывание;
формирование активной жизненной позиции; умение высказывать личные суждения; Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу на уроке;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной речи;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-обобщать;
Коммуникативные:
владеть диалогической формой коммуникации;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Этапы работы.
I. Этап: Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, активизировать внимание
учащихся,
Первый этап урока был направлен на психологический настрой и активизацию внимания учащихся к предстоящей деятельности.
II. Этап: Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель этого этапа- подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности, развивать интерес к предмету, творческую активность.
III. Этап: Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы и постановка цели урока.
Цель этого этапа отработка полученных умений и навыков, активация познавательных навыков, развитие памяти, внимания, мышления, воображения; создание условий для формулирования темы урока, постановки цели учебной деятельности и на этой основе выбора способов и средств её реализации.
На данном этапе было организовано погружение в проблему. Учащимся было предложено задание на основании утверждений в игре «Верю-не верю» из материала, пройденного на предыдущих уроках, определить тему урока Учащиеся работали с информацией, систематизировали её.
IV. этап: Первичное усвоение новых знаний.
Цель-обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала.
Достижение данной цели осуществлялось через работу в парах. Учащиеся, выбрав по жребию содержание задания, осуществляли исследовательскую работу с учебником с последующим заполнением таблицы «Второстепенные члены предложения» колонки «Особенность второстепенного члена предложения». Готовый материал отдавали эксперту на проверку, который осуществлял контроль. Впоследствии дополнялся Кластер «Второстепенные члены предложения» на доске, заполнялась таблица до конца. Далее осуществлялась проверка заполнения всей таблицы по образцу и объяснение эксперта по новой теме урока. Таким образом новые знания троекратно озвучивались на этом этапе урока.
V. Первичная проверка понимания.
Цель этапа— установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявить пробелы и неверные представления, провести коррекцию этих пробелов. Через метод тестирование были выявлены пробелы в понимании новых знаний. Осуществлена коррекция.
VI. этап: Физминутка для снятия напряжения в теле. Применяла здоровьесберегающие технологии. Учащиеся повторяли задания вместе учителем.
VII. этап. Первичное закрепление. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении заданий по данной теме. На этапе закрепления учащиеся выполняли задания на карточке: 1. Определяли в выделенных словах особенность второстепенного члена предложения. 2. Дополняли предложение второстепенным членом с заданной особенностью
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению дала разноуровневое (упражнение с разбором предложения разной сложности.).
IX этап: Рефлексия. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Она осуществлялась через приём
«Светофор». Учащиеся оценивали свою деятельность на уроке с помощью
«Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки прикрепляли к светофору). Эффективность урока также видна. Если карточек на зелёном светофоре больше, значит учащиеся поняли новый материал.
Вывод самоанализа.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг. Дети усвоили новые знания по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей учащихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому учащемуся продвинуться в своём индивидуальном развитии. Ребята показали достаточный уровень усвоения знаний, высокую познавательную активность на уроке, к оценке учителя отнеслись доброжелательно.