Родюкова Ирина
Беседа «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: беседа с игровыми элементами.
Тема: «Хлеб - всему голова»
Цель:
- расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни чело-века;
- воспитывать любовь, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда, кому мы обязаны хлебом.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся осознают значение хлеба, научатся ценить труд земледельца, расширят знания о процессе создания хлеба и о его пользе.
Личностные: научатся, уважительно относится к иному мнению, к иной точке зрения; отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы по изученному материалу.
Метапредметные: коммуникативные УУД - учащиеся научатся работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать); выстраивать речевые высказывания;
регулятивные УУД - работать в статичных группах и парах; оценивать свои достижения на уроке.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная работа, групповая работа.
Оборудование: презентация, музыкальная запись (песни о России, о хлебе) карточки с пословицами, каравай с солью на подносе, кусочек хлеба 125 грамм, выставка книг «Хлеб – всему голова!».
Краткая аннотация: Данное занятие предназначено для учащихся начальных классов. Тема о хлебе затронута не случайно. Эта тема актуальна всегда, связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и у многих из них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к нему. Поэтому важно воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Разнообразные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном занятии, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены элементы здоровье сберегающих технологий. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность. В ходе всего мероприятия формируются все УУД, присутствует наличие информации для общего развития, современные приемы.
Актуальность мероприятия определяется необходимостью усиления духовно – нравст-венного воспитания школьников, как одного из важных направлений внеурочной дея-тельности
Ход занятия
Слайд 1 Мне больно, когда я, случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
П. Бровка
1. Актуализация знаний
Тихо звучит песня о Родине. Учитель читает стихотворение.
- Ребята, угадайте, о чем идет речь?
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
(Ответы детей.)
- Правильно, о хлебе. Тема нашего занятия:
Слайд 2 - Хлеб – всему голова!
- К нам пришли гости, давайте мы встретим их хлебом-солью, как делали это задолго до нас.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слайд 3
Ученик читает стихотворение
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
2. Проблемная ситуация
- Но всё-таки, что же такое хлеб?
- Всегда ли хлеб был таким, как сейчас? Часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?
- Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
3. Основная часть
Учащиеся рассказывают стихотворение
Вот он хлебушко душистый
С хрустом, корочкой витой
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Беседа
- Для того, чтобы к нам пришёл хлеб на стол, трудятся много людей. Как вы думаете, ребята, легко ли вырастить хлеб? (обсуждение детей)
- Да, хлеб растить трудно. Давайте сейчас выполним такое задание – вам необходимо определить правильную последовательность работ, которые нужны для того, чтобы вырастить хлеб.
Работа с карточками.
Этапы выращивания и приготовления хлеба:
Вспахивание поля, Боронование, Высевание семян, Уход за всходами, Молотьба, Просушка, Помол, Выпекание.
Слайд 3-4
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием.
- Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством многих специалистов.
(Показывает иллюстрации.)
Загадки «Волшебный колосок»
Мы с вами узнали, как хлеб приходит к нам в дом. А теперь я предлагаю отгадать загадки, связанные с нашей темой
(Учащиеся по очереди выбирают любую загадку)
1) Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколоче-ны.
Ходит дом ходуном на столбе золо-том (колос).
2) Не море, а волнуется (нива, поле)
3) Я сильней десяти коней.
Где в полях пройду весной –
Летом станет хлеб стеной (трактор)
4) Ходит с края на край,
Режет чёрный каравай (трактор)
5) Сзади ходит другой,
Сыплет солью золотой (сеялка)
6) За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по полю бежит.
Пройдёт по волнам великан-пароход
И каждую каплю с собой заберёт (комбайн)
7) Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб.)
8) Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)
9) Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья. (Зерно.)
10) Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он. (хлебом).
11) Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони - золотым зерном набит. (Колос.)
Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились!
Страничка из истории
- А как раньше готовили землю к севу, сеяли хлеб? Какие орудия труда использовали для пахоты? Слайд 5-10
- Об этом нам расскажут наши гости, которые помнят трудные детские годы. Они много лет проработали в бывшем колхозе «Красный Октябрь» Рыльского района.
Выступление Михаленко Е. С.
- Это была трудная и нужная работа. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку – в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.
Просмотр притчи о хлебе.
- В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба – когда-то это был дневной паек жителей осажденного немцами города.
Слайд 11-13
Сообщение о блокадном хлебе
- Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих и детей - 125 г. В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.
4. Закрепление
- Мы с вами убедились, ребята, какое это богатство – хлеб! И не зря народ сложил о хлебе множество пословиц, поговорок. Давайте мы их вспомним.
Игра «Собери пословицу»
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
- Перед вами – правила обращения с хлебом. Давайте обсудим их, скажем, с чем вы согласны, а с чем – нет. И, конечно, мы будем тоже выполнять эти правила
Слайд 14
• Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
• Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
• Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
• Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
5. Подведение итогов
- О чем вас заставил задуматься наше занятие? (Ответы детей.)
В заключение послушайте стихотворение Николая Рыленкова.
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
6. Рефлексия
«Украсим каравай»
Красный – занятие интересное,
мне понравилось
Синий – было скучно, ничего не понял.
- Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи. Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом!
- А сейчас я вас всех хочу угостить караваем.
Учитель включает песню «Русское поле»
Продли жизнь чёрствому хлебу!
Можно:
1. Положить в целлофановый пакет на батарею.
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп. (Слайд 21)
Запомните правила:
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляй недоеденных кусков.
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. (Слайд 22)