Приложение МААМ

Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы (13 фото)

Людмила Кузнецова
Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы

Использование авторских пособий и моделей,как средства мотивации и поддержки детской инициативы

Воспитатели ГБДОУ детского сада № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга Кузнецова Л. С., Мамонова В. Х.

Цель: Поддержка детской инициативы.

Задачи:

1. Создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои имеющиеся знания и опыт.

2. Стимулировать детский познавательный интерес, направленный на поиск новых решений.

3. Создавать условия, способствующие созданию проблемных ситуаций и вариантов выхода из них.

Публикация «Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы» размещена в разделах

4. Использовать авторские пособия и модели, как средство мотивации для поддержки детской познавательной инициативы.

В программе дошкольного образования обозначены направления и способы поддержки детской инициативы, определены также условия, которые необходимо создавать, чтобы развитие детей проходило через социальные образовательные ситуации. Данные условия и ситуации должны быть адекватны специфике дошкольного образования и направлены на:

поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектную, познавательной и т. д.);

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

создание грамотно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;

Всё разнообразие деятельности детей в детском саду направлено на развитие различных компонентов детской самостоятельности.

Что такое детская инициатива? Это самостоятельное внутреннее стремление ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Она проявляется в деятельности детей по выбору и интересам в свободной и самостоятельной форме.

Однако, детская инициатива нуждается в поддержке, поскольку ребенок не всегда в состоянии довести свой интерес до логического завершения. Незначительное оказание педагогом помощи ребёнку с использованием разных способов и средств (в том числе и возможности развивающей среды) в принятии решения заниматься той или иной деятельностью – это та мера поддержки, которая станет «двигателем» детской инициативы в дальнейшем. Поддержка детской инициативы не должна быть директивной и жесткой со стороны взрослого, а основана на обращении ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.

Инициативность детей дошкольного возраста обусловлена физиологическими, возрастными нормами ребенка и индивидуальными возможностями детей, а также любознательностью, изобретательностью, стремлением к самостоятельности, пытливостью ума, т. е. всеми качествами, характерными для детского возраста.

Именно инициативность и самостоятельность становятся важным условием развития и совершенствования всей познавательной сферы ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы активизирует зону ближайшего развития ребенка (помощь со стороны взрослого, тем самым позволяет активизировать новую зону, которая станет очередной ступенькой развития личности в дальнейшем.

Чтобы подвести ребенка к проявлению инициативы, нами используется ряд методических приемов:

1. Подведение детей к проявлению инициативы через постановку проблемы и предложение им самостоятельно найти способ разрешения проблемы.

2. Побуждение детей к самостоятельному сопоставлению фактов, сравнению, обобщению и выводам по той или иной ситуации.

3. Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение).

4. Поиск проблем из реальной жизни, значимых и актуальных для ребенка.

5. Подведение детей к самостоятельному использованию имеющихся знаний для получения новых.

Решать проблемные ситуации предлагается в соответствии со схемой-алгоритмом

Для всестороннего развития детей мы широко используем в работе авторские пособия-модели, которые в полной мере являются средством мотивации и поддержки детской инициативы.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

усвоение детьми временных представлений является одним из наиболее трудных для усвоения дошкольниками понятий;

яркий необычный вид, новый предмет в группе сразу привлекает внимание детей и является стимулом для проявления детской инициативы («Что это?», «Для чего нужен этот предмет?», «Как его можно использовать и т. д.);

использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, побуждает к деятельности;

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает память и мышление;

применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Мы считаем, что своевременное формирование временных представлений у детей дошкольного возраста позволяет заложить основу для дальнейшего развития ребенка, сможет повлиять на воспитание организованности, целенаправленности, собранности, умения планировать свою деятельность и т. д. В дальнейшем эти качества будут «помощниками» для подготовки и обучения в школе.

Для развития пространственно-временных представлений у детей нами представлены модели : «Времена года», Части суток», «Дни недели», «Явления природы», «Цветок вежливости», «Часы», «Радуга» и другие.

Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы

Введение в деятельность детей предметов авторского моделирования оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей. При помощи пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируется восприятие, интеллектуальные и практические действия (детям нравится действовать). Наглядные модели интересны и доступны детям дошкольного возраста.

Наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, стимулирует интерес к образовательной и самостоятельной деятельности, помогает запоминать, систематизировать полученные знания. Дети очень легко и быстро воспринимают и усваивают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Наши модели – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и взаимосвязь между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прибыть к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы. В процессе деятельности активизируется наглядно-схематическое мышление детей, которое является переходной ступенью к логическому мышлению.

Для развития представлений о времени существуют различные виды моделей : простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему мер измерения времени, где каждая мера складывается из единиц предыдущей. В соответствии с образовательной программой дошкольного образования формирование временных представлений у дошкольников строится в следующей последовательности:

вторая младшая группа – определение частей суток (утро, день, вечер, ночь);

средняя группа – закрепление представлений о частях суток, развитие временных представлений (сегодня, завтра, вчера, осознание на конкретных примерах понятий «быстро» и «медленно»;

старшая группа - усвоение последовательности дней недели, определение, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;

подготовительная к школе группе – закрепление знаний о последовательности дней недели и времен года, знакомство с названием текущего месяца.

Представляемые модели позволяют не просто заучивать, а развивать «чувство времени» - способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1,2,3,5,10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером).

В ходе работы отдается предпочтение практическим методам и играм. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени. Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Подводя итог, можно отметить, что для поддержки детской инициативы и формирования мотивации у детей-дошкольников необходимы следующие условия:

1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Отсутствие критики результатов деятельности ребенка и его самого как личности.

3. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

4. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка, интересов; создание условий для их реализации.

5. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

6. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.

7. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового и познавательного опыта.

8. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Список рекомендуемой литературы

1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.

2. Методические рекомендации «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (для педагогов) [электронный ресурс]/ https://detsad44rk.ru/m/u/doks/metodicheskie-razrabotki/podderzhka-iniciativy-i-samostoyatelnosti-mr-2017.pdf

3. Одинцова Л. Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www.1 september.ru

4. «Развитие детской инициативы через решение проблемных ситуаций» [электронный ресурс]/www.infourok.ru

5. Поддержка детской инициативы в ДОУ [электронный ресурс]/ https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-809.html

6. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012.

7. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.

Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы Воспитатели ГБДОУ детского сада Петродворцового района Санкт Петербурга Кузнецова Л Цель Поддержка детской инициативы Создавать ситуации побуждающие детей активно применять свои имеющиеся знания и опыт Стимулировать детский познавательный интерес направленный на поиск новых решений Создавать условия способствующие созданию проблемных ситуаций и вариантов выхода из них Использовать авторские пособия и модели как средство мотивации для поддержки детской познавательной инициативы поддержку спонтанной Что такое детская инициатива Это самостоятельное внутреннее стремление ребенка к деятельности к познанию окружающего мира Она проявляется в деятельности детей по выбору и интересам в свободной и самостоятельной форме Однако детская инициатива нуждается в поддержке поскольку ребенок не всегда в состоянии довести свой интерес до логического завершения Поддержка детской инициативы не должна быть директивной и жесткой со стороны взрослого а основана на обращении ребенка к взрослым на основе собственного побуждения всеми качествами характерными для детского возраста
Публикации по теме:

Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольниковКоллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников» Работая с дошкольниками, мы.

Театрализованная деятельность как средство поддержки детской инициативыТеатрализованная деятельность как средство поддержки детской инициативы 12 апреля 2019 года дети средней группы "НЕПОСЕДЫ" МБДОУ детского сада №8 "Осьминожки" показали сказку "Волк и пятеро козлят" своим родителям,.

Исследовательская работа «Способы поддержки детской инициативы у детей 5–6 лет в процессе игры-драматизации» Цель исследования: выявить и апробировать способы поддержки детской инициативы детей 5-6 лет в процессе игры-драматизации.

Использование авторских дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у детей 2–3 лет Тема: Использование авторских дидактических пособий для формирования элементарных математических представлений у детей 2-3 лет. Дети раннего.

Мастер-класс для педагогов «Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ» Мастер-класс на тему: "Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ" - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать.

Мастер-класс «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является поддержка детской инициативы.

Педагогический совет «Создание условий для поддержки детской инициативы» Педагогический совет «Создание условий для поддержки детской инициативы» Дата: Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Презентация «Способы поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии» В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в.

Способы поддержки детской инициативы в условиях разновозрастной группы Способы поддержки детской инициативы в условиях разновозрастной группы Слайд 1. Организация педагогического процесса в разновозрастных.

Выступление «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы»Выступление «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы
Опубликовано: 6 июня 2019 в 18:28
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кузнецова (УИ 1032814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД