Людмила Кузнецова
Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование авторских пособий и моделей,как средства мотивации и поддержки детской инициативы
Воспитатели ГБДОУ детского сада № 12 Петродворцового района Санкт-Петербурга Кузнецова Л. С., Мамонова В. Х.
Цель: Поддержка детской инициативы.
Задачи:
1. Создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои имеющиеся знания и опыт.
2. Стимулировать детский познавательный интерес, направленный на поиск новых решений.
3. Создавать условия, способствующие созданию проблемных ситуаций и вариантов выхода из них.
Публикация «Использование авторских пособий и моделей как средства мотивации и поддержки детской инициативы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
4. Использовать авторские пособия и модели, как средство мотивации для поддержки детской познавательной инициативы.
В программе дошкольного образования обозначены направления и способы поддержки детской инициативы, определены также условия, которые необходимо создавать, чтобы развитие детей проходило через социальные образовательные ситуации. Данные условия и ситуации должны быть адекватны специфике дошкольного образования и направлены на:
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектную, познавательной и т. д.);
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
создание грамотно организованной предметной среды и ее содержательное наполнение;
Всё разнообразие деятельности детей в детском саду направлено на развитие различных компонентов детской самостоятельности.
Что такое детская инициатива? Это самостоятельное внутреннее стремление ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира. Она проявляется в деятельности детей по выбору и интересам в свободной и самостоятельной форме.
Однако, детская инициатива нуждается в поддержке, поскольку ребенок не всегда в состоянии довести свой интерес до логического завершения. Незначительное оказание педагогом помощи ребёнку с использованием разных способов и средств (в том числе и возможности развивающей среды) в принятии решения заниматься той или иной деятельностью – это та мера поддержки, которая станет «двигателем» детской инициативы в дальнейшем. Поддержка детской инициативы не должна быть директивной и жесткой со стороны взрослого, а основана на обращении ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Инициативность детей дошкольного возраста обусловлена физиологическими, возрастными нормами ребенка и индивидуальными возможностями детей, а также любознательностью, изобретательностью, стремлением к самостоятельности, пытливостью ума, т. е. всеми качествами, характерными для детского возраста.
Именно инициативность и самостоятельность становятся важным условием развития и совершенствования всей познавательной сферы ребенка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы активизирует зону ближайшего развития ребенка (помощь со стороны взрослого, тем самым позволяет активизировать новую зону, которая станет очередной ступенькой развития личности в дальнейшем.
Чтобы подвести ребенка к проявлению инициативы, нами используется ряд методических приемов:
1. Подведение детей к проявлению инициативы через постановку проблемы и предложение им самостоятельно найти способ разрешения проблемы.
2. Побуждение детей к самостоятельному сопоставлению фактов, сравнению, обобщению и выводам по той или иной ситуации.
3. Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение).
4. Поиск проблем из реальной жизни, значимых и актуальных для ребенка.
5. Подведение детей к самостоятельному использованию имеющихся знаний для получения новых.
Решать проблемные ситуации предлагается в соответствии со схемой-алгоритмом
Для всестороннего развития детей мы широко используем в работе авторские пособия-модели, которые в полной мере являются средством мотивации и поддержки детской инициативы.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
усвоение детьми временных представлений является одним из наиболее трудных для усвоения дошкольниками понятий;
яркий необычный вид, новый предмет в группе сразу привлекает внимание детей и является стимулом для проявления детской инициативы («Что это?», «Для чего нужен этот предмет?», «Как его можно использовать?» и т. д.);
использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес, побуждает к деятельности;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает память и мышление;
применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Мы считаем, что своевременное формирование временных представлений у детей дошкольного возраста позволяет заложить основу для дальнейшего развития ребенка, сможет повлиять на воспитание организованности, целенаправленности, собранности, умения планировать свою деятельность и т. д. В дальнейшем эти качества будут «помощниками» для подготовки и обучения в школе.
Для развития пространственно-временных представлений у детей нами представлены модели : «Времена года», Части суток», «Дни недели», «Явления природы», «Цветок вежливости», «Часы», «Радуга» и другие.
Введение в деятельность детей предметов авторского моделирования оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей. При помощи пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируется восприятие, интеллектуальные и практические действия (детям нравится действовать). Наглядные модели интересны и доступны детям дошкольного возраста.
Наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, стимулирует интерес к образовательной и самостоятельной деятельности, помогает запоминать, систематизировать полученные знания. Дети очень легко и быстро воспринимают и усваивают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
Наши модели – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно-схематизированной форме. Их предназначение – помочь детям легче освоить последовательность и взаимосвязь между разными временными категориями, глубже осмыслить их, прибыть к познанию взаимосвязи отдельных эталонов времени, осознать их как элементы общей системы. В процессе деятельности активизируется наглядно-схематическое мышление детей, которое является переходной ступенью к логическому мышлению.
Для развития представлений о времени существуют различные виды моделей : простые и сложные, статичные и динамичные, плоские и объемные, круговые и линейные. Все они могут служить наглядными пособиями. Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему мер измерения времени, где каждая мера складывается из единиц предыдущей. В соответствии с образовательной программой дошкольного образования формирование временных представлений у дошкольников строится в следующей последовательности:
вторая младшая группа – определение частей суток (утро, день, вечер, ночь);
средняя группа – закрепление представлений о частях суток, развитие временных представлений (сегодня, завтра, вчера, осознание на конкретных примерах понятий «быстро» и «медленно»;
старшая группа - усвоение последовательности дней недели, определение, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
подготовительная к школе группе – закрепление знаний о последовательности дней недели и времен года, знакомство с названием текущего месяца.
Представляемые модели позволяют не просто заучивать, а развивать «чувство времени» - способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1,2,3,5,10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими, секундомером).
В ходе работы отдается предпочтение практическим методам и играм. Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени. Кроме того, модели представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые позволяют свободно манипулировать моделями и понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.
Подводя итог, можно отметить, что для поддержки детской инициативы и формирования мотивации у детей-дошкольников необходимы следующие условия:
1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Отсутствие критики результатов деятельности ребенка и его самого как личности.
3. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
4. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка, интересов; создание условий для их реализации.
5. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
6. Формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучение свободно пользоваться игрушками и пособиями.
7. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового и познавательного опыта.
8. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
Список рекомендуемой литературы
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 352 с.
2. Методические рекомендации «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» (для педагогов) [электронный ресурс]/ https://detsad44rk.ru/m/u/doks/metodicheskie-razrabotki/podderzhka-iniciativy-i-samostoyatelnosti-mr-2017.pdf
3. Одинцова Л. Н. Развитие творческих способностей детей в изобразительном творчестве [электронный ресурс] / www.1 september.ru
4. «Развитие детской инициативы через решение проблемных ситуаций» [электронный ресурс]/www.infourok.ru
5. Поддержка детской инициативы в ДОУ [электронный ресурс]/ https://obu4ayka.ru/psihologiya/__trashed-809.html
6. Познавательное развитие дошкольников: системный подход. – Мурманск: МГПИ, 2012.
7. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. [Текст]/ Прохорова Л. // Дошкольное воспитание, 1996, №5, С. 21–27
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.