Татьяна Кугутова
Консультация для воспитателей на тему «Современные формы работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Современные формы работы с детьми дошкольного возраста»
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки современных форм, методов, средств и инновационных технологий.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Современные формы работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Цель использования инноваций - создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
-воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
-развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
-развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах, насчитывается более сотни.
Среди них выделяют:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технологии исследовательской деятельности;
• игровые технологии;
• информационно-коммуникационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. К ним относятся:
-Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику)
-Музыкотерапия;
-Сказкотерапия;
-Релаксация.
В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. На мой взгляд, интересной методикой оздоровления детей является игровой стретчинг.
Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.
В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т. д.
Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.
Проекты различаются:
• по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Технологии исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности :
• наблюдения;
• беседы;
• опыты;
• дидактические игры;
• моделирование ситуаций;
• трудовые поручения, действия.
К технологиям исследовательской деятельности можно отнести :
интересную и эффективную технологию – технология «Ментальных карт».
Ментальные карты (карты мышления, интеллект карты, карты ума, карты памяти) — это уникальный метод запоминания информации, который очень нравится детям.
Карты построить очень просто.
Ментальные карты позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом. В центре размещается главная идея (образ). Это может быть пиктограмма, картинка, рисунок или слово, если дети умеют читать.
От центральной идеи идут главные линии, т. е. ветви, Каждая главная линия имеет свой цвет. Для этого используются цветные фломастеры или карандаши.
Над каждой линией размещаем одно изображение или слово.
Рассмотрим на примере «Ментальной карты» по теме «Зима».
В центре, распологаем картинку «Зимы».
В ходе беседы познакомимся:
- С основными признаками зимы,
- С зимней одеждой
- С главным праздником
- С жизнью диких животных зимой
- С зимними развлечениями
Использование интеллект-карт помогает развивать творческое воображение ребенка, способствует развитию мышления, улучшает результативность познавательной деятельности.
Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования для детей старшего возраста. Геокешинг – это приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Помимо краеведения и спорта, геокешинг играет большую положительную роль в воспитании детей.
Цель геокешинга – пропаганда здорового образа жизни через спортивно – познавательную игру.
Задача, которую решают игроки в геокешинг – это розыскивание тайников, сделанные другими участниками игры.
Здесь приветствуется фантазия. Вот, например, тайники: это небольшой контейнер с каким-нибудь интересным предметом. Здесь все идет в ход: игрушки, канцтовары, украшения. Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.
Как организовать и провести игру:
«Пиратский клад», «Тайник феи», «Набор Спортсмена», «Подарок из сказки» и многие другие.
1. Игра может начаться в группе. Дети получают видео письмо от героя, который приглашает их в игру. (это создает положительную эмоциональную атмосферу)
2. Дети совместно с воспитателем, перемещаются на территорию детского сада, где и происходит основное ориентирование по карте. Цель это закрепление умения ориентироваться в пространстве и обеспечение двигательной нагрузки. На этом этапе могу присутствовать и сказочные и волшебные герои. Во время своего мини-похода они наблюдают за растениями, птицами, явлениями природы, преодолевают препятствия
3. Последняя подсказка направляет детей в точное место нахождения клада (сундука с сокровищами)
4. Возвращение в группу и подведение итогов в игровой форме. Возможно детям дать задание, подготовить тайник для детей других групп и проложить маршрут
Виды заданий:
1. Карта в которой отсутствует несколько фрагментов
2. Ребусы
3. Придумать рифму или стихотворение
4. Отыскать подсказку в каком то контейнере (мешок с крупой, сухой бассейн и т. д)
5. Отгадать загадки и по первым буквам отгадок сложить слово
6. Преодолей препятствие (прыгни, пролезь, докинь)
7. Возможно использовать задания с элементами экспериментирования
8. Если задание выполняется в здание детского сада, то может быть использована интерактивная доска
9. Путешествие по территории детского сада и др.
Игра геокэшинг – важное средство самовыражения, проба сил. Методика организации геокэшинга с детьми дошкольного возраста способна вызвать огромный интерес у детей к физическим упражнениям.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. Личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.
Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Не работает игрушка? Определи, что случилось. Сломалось колесо, подумай, каким способом можно исправить поломку. Сравни сломанное колесо с теми, что в исправности». В детском саду ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий : «Ах, наша кукла Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок? А теперь кукла не может найти зонтик, как ей дойти до бабушки в дождливую погоду?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.
Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.
Лэпбук – это наглядно – практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы.
Для разнообразия и мотивации детей можно использовать игры, сделанные своими руками это умные кубы, развивающие книги, игры с прищепками, разные виды театров и др.
Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей любого возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.
По сути, это просто емкость с неким наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри.
Дошкольники знакомятся с цветовой палитрой; с флорой и фауной; с другой различной необходимой тематикой (транспорт, огород, деревня, дом и прочее)
Из чего сделать сенсорную коробочку? Емкость для наполнения подойдет практически любая, главное чтобы она была удобной, безопасной и вместительной. Это может быть: картонная или деревянная коробка, пластиковый контейнер, миска, надувной бассейн, таз, поднос с бортиками.
Чем наполнить коробочку?
Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный, пшено, перловка, манка, овсянка. Бобовые: фасоль, горох, чечевица. Макароны, мука, сахар, соль, крахмал. Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья. Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло. Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин. Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы. Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
Предметы, с которыми можно играть мелкие фигурки животных и людей, кубики, кольца, шарики, лоскуты, маленькие коробочки, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, деревянные буквы и цифры, лопатки, ложки, грабли, мисочки и др.
На занятии с сенсорными коробками необходимо соблюдать технику безопасности. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Для детей 2-3 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям. Также можно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Попутно ребенок обучается различать предметы по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Когда ребенок начинает что-нибудь воображать и придумывать, его можно увлечь ролевыми играми, действия которых будут происходить в сенсорной коробке.
Ребенок сам с удовольствием будет наполнять коробку наполнителями, какими больше нравятся. Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий, логических и познавательных игр.
Сенсорные коробочки – это интересно, полезно и увлекательно!
Еще одна интересная форма работы с детьми, направленная на максимальное развитие индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка, которая имеет такое название, как ХЕППЕНИНГ.
Хеппенинг – это форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых, но не контролируемые ими. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария.
Это нетрадиционный метод спонтанного рисования.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.
Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).
Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
В работе с детьми еще используют такие техники хеппенинга, как:
- печать из ниток,
- печать из картофеля и моркови,
- рисование ладошками,
- рисование ватными палочками,
- рисование манной крупой,
- рисование мятой бумагой,
- рисование воздушными шариками,
- рисование пушком.
Каждая из этих техник – это маленькая игра для ребенка. Хэппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров.
Куклотерапия
Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка. Наряду с развитием познавательной сферы ребёнка, куклы помогают в организации всех режимных моментов: умывание, кормление, одевание на прогулку, укладывание спать. «Кукла» может показать, спросить, похвалить или о чём-то рассказать. Куклы не только привлекают внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Например, пришедшая в гости к детям кукла Маша, хочет научиться правильно, мыть ручки или причёсываться. Большую помощь оказывают куклы при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми. С помощью них легко и просто мотивировать детей на ту или иную деятельность. Так, дети рисуют «угощают» зайчика морковкой, лепят ягодки и складывают ему в корзинку для медвежонка.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
• коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
В куклотерапии используются разные виды кукол:
• Пальчиковые куклы.
• Куклы-марионетки.
• Перчаточные куклы.
• Плоскостные куклы.
• Веревочные куклы.
• Объемные куклы.
• Игрушки-персонажи.
• Игрушки-забавы.
«Куклотерапия» позволяет объединить интересы ребёнка и задачи взрослого. Во время таких игр происходит интенсивное развитие всех психических процессов, формируется познавательная активность и самостоятельность.
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Средства ИКТ в детском саду:
• Компьютер
• Мультимедийный проектор
• Принтер
• Видеомагнитофон
• Телевизор
• Магнитофон
• Фотоаппарат
• Видеокамера
Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.
Заключение
Дошкольное учреждение сегодня – это сложный организм, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи и общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Введение инноваций в образовательный процесс – это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени. Каждый педагог имеет право на инновационную деятельность, так как объектом педагогической инновации становятся дети. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.