Виктория Урусова
Консультация для воспитателей «Развиваем словотворчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Термином «детское словотворчество» обозначают распространенное явление детской речи. Оно характерно для детей с 3 лет дошкольного возраста. При игре дети непроизвольно используют в своей речи слова, которые не используется в языке окружающих их людей. Эти придуманные слова понятны и уместны в употреблении. Например: усталость, правдун, гусья, долге, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развиваем словотворчество“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К. И. Чуковского удивляла и восхищала поразительная чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества :
«У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка…что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…»
Как проявляется словотворчество в речи ребенка?
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, образования новых слов.
1. Осколки слов : часть какого-нибудь слова используется как целое слово («лепь»- то, что слеплено; «прыг» - прыжок.)
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого («сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.)
3. Синтетические слова : одно слово состовляется из двух («бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, т. е. мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.)
Новые детские слова образуются в результате тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. И чем больше ребенок слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию новых слов у него появляется.
Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и поэтому К. И. Чуковский называл ребенка «величайшим умственным тружеником нашей планеты».
Как относиться родителям к детскому словотворчеству? Ответ может быть лишь один: искаженное слово следует сразу же исправлять. Многие родители собирают личные неологизмы своего ребенка, хранят как «детский словарик». Однако нельзя в присутствии ребенка повторять это слово, проявляя свое удивление или радость. К. И. Чуковский не советовал записывать в присутствии ребенка его неологизмы (словотворчество) в тетрадь или на магнитофонную пленку, а потом зачитывать знакомым. Это негативно отразиться на поведении дошкольника, он видит, что взрослые восторгаются им, чувствует себя маленьким гением, теряет непосредственность, вырастает с испорченной психикой. Нельзя и всячески препятствовать детскому словотворчеству, высмеивать его, подчеркивать неумение ребенка правильно выразить мысль. Это может затормозить процесс овладения языком.
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите «новые» слова. Это происходит не потому, что иссякают творческие способности ребенка. Просто к пяти годам он уже выделяет различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности.
При целенаправленном стимулировании словотворчества этот процесс не угасает. Родителям и воспитателю следует поощрять и стимулировать стремления ребенка сочинять свои первые детские стихи на основе усвоенных им слов. Помогать подбирать рифму, подсказывать тему.
Наивысшим элементом детского словотворчества является сочинение сказок. Предложите ребенку вместе с вами сочинить сказку. Начало у вашей сказки может быть, например такое: «По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела все, что происходило на земле. Вдруг она заметила несколько мальчиков. Они играли в какую-то игру, громко кричали и спорили.
Вопрос: Во что играли мальчики? Что сделала туча?
«Туча»
По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела все, что происходило на земле. Вдруг она заметила несколько мальчиков. Они играли в догонялки, громко кричали и спорили. Миша и Ваня поругались, потому что Миша подставил подножку Ване. Туча нахмурилась, потому что не любила ссор. Она подлетела и сказала: «Хватит ругаться! Миритесь!». Но мальчики ее не послушали. Тогда она брызнула на них дождем. И они забыли про ссору, и убежали домой. (Рассказ составлен ребенком)
Схема развития сюжета сказки.
1) Жил-был… Кто? какой он был? Чем занимался?
2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть) … Куда?
3) Встретил, какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?
4) Был у нашего героя друг. Кто это? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
5) Где наши друзья стали жить? Что они стали делать?
Свое выступление хочется закончить словами :
«Взрослые никогда ничего не понимают сами,
и для детей очень утомительно без конца
им все объяснять и растолковывать»
Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»