Татьяна Скороходова
Консультация для родителей «Развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем, что у человека существует не только слуховая зрительная, но и тактильно – двигательная память. Эта память включается в работу, когда мы что - то трогаем, показываем, действуем.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем речь“» размещена в разделах
Почему я заговорила о тактильно – двигательной памяти. Наблюдая за детьми последние 5 – 10 лет, заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. С детьми все меньше и меньше говорят дома. Часто малыш слышит от родителей : «Не трогай, порвешь, разольешь, рассыплешь. Я понимаю, родителям легче и быстрее сделать самим что – то за малыша. Что ему остается: смотреть, да слушать. Давайте больше самостоятельности, это так естественно. Маленький ребенок тянется к самостоятельности, она у него заложена природой. Вспомните, вы готовите на кухне: насыпаете крупу. Малыш не умеет ходить - ползает, и стремится повторить за вами. Просит у вас крупу, кастрюлю. Дайте, пусть действует: насыпает, пересыпает. Вы рядом посматривайте за ним. У вас сейчас замечательное время, посвятите его малышу, помогайте ему развиваться. Да, это трудно. А кто сказал, что дети это просто?
Не забывайте слова Л. Н. Толстого. «От новорожденного ребенка до пятилетнего — целая пропасть, от пятилетнего до меня — один шаг». Писателю было 80 лет.
За это время, от рождения до 1,5 лет малыша можно научить многому. Почему я об этом пишу. Да все закономерно. Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем ребенок самостоятельней, тем выше двигательная активность, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп. Учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение
- Вот так: «Пересыпая крупу, собирая рассыпанные макароны, карандаши, лепя с мамой, бабушкой, папой колбочки, булочки из теста. Главное - в семье, вместе, под присмотром взрослых. В этот время у малыша развивается мелкая моторика. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.
В своей работе я использую разработанные на фольклорном материале пальчиковые игры, стихи. Фольклорный материал максимально эффективен для развития маленького ребенка.
Народные песенки, потешки наполнены художественным миром. Он одновременно простой и сложный, увлекательный для маленького человечка. Содержание фольклорных текстов – это действие.
С чего начать? С хорошего настроения. Работа должна быть последовательной. Познакомьте ребенка с потешкой. Читайте нараспев, не торопясь проговаривайте каждое слово, все звуки. Во время чтения покажите ребенку картинку или игрушку. Затем предложите поиграть в «Сороку», изобразить, как она кашу варит, деток кормит, поиграйте в ладушки. Познакомьте детей с «семьей петушка», слепите зернышки из теста, покажите как можно с помощью пальчиков изобразить хозяина этого семейства (соедините кончики пальцев указательного и большого, а если петушок захотел пропеть
ку-ка-ре-ку - разъедините пальчики. Пробуем показывать и другие персонажи: курочку, цыпленка, дудочку. Не расстраивайтесь, если у ребенка не сразу получится. Помните, что дети не похожи друг на друга. Малышам нравятся пальчиковые игры, у них все получается. Постепенно усложняйте и разнообразьте движения. Можно усложнить; вы читаете малышу хорошо знакомую потешку, а малыш сам показывает. Вовлекайте детей в пальчиковые игры постепенно. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них все получается. Хвалите малышей за самые маленькие успехи. Успехов вам в развитии и воспитании детей.
Подготовила, воспитатель: Скороходова Т. А.