Татьяна Мельникова
Консультация для воспитателей «Развитие тонкой моторики рук у детей с ОВЗ VII вида»
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что у многих детей с ОВЗ V II вида при неврологическом и нейропсихологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы двигательных нарушений, которые являются следствием раннего органического повреждения головного мозга. Но даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается в становление навыков письма, рисования, конструирования, и других форм деятельности ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие тонкой моторики рук у детей с ОВЗ VII вида“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитие и, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено.
Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Результаты исследований показывают что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Также упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка
Но выполняя пальчиковые игры дети должны проговаривать стихи в слух, а не только действовать по показу. Стихи, сопровождающие упражнения - это та основа, на которой формируется совершенство чувства ритма. Они учатся слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучение письму (для выработки ровного подчерка) для запоминания стихов, для предупреждения нарушения письма (пропуска гласных)
Графические работы в альбомах и тетрадях способствуют лучшей ориентировке в двухмерного пространства листа и готовит руку ребенка к обучению письму.
В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики у детей с ОВЗ совершенствуется производительное влияние, развивается навык контроля и планирования целостного действия. Совместная работа с педагогом и детьми создает благоприятные условия для формирования учебной мотивации.
Н. А. Бернштейн в 1947 голу написал: «При любом двигательном тренинге упражняются не рука, а мозг»
При работе с детьми ОВЗ надо предлагать задание в игровой форме, которое вызовет у него интерес, положительные эмоциональные реакции, а => будет способствовать повышение работоспособности в целом. (Так как любые неудачи при попытке произвести нужные движения могут привести к отказу от работы в целом.) И, конечно же => от учитывать тесное воздействие двигательной сферы со всеми психическими процессами и эмоциональными особенностями аномального ребенка
Существуют следующие упражнения:
1)Упражнение для самомассажа рук
2) Развивающие координацию движения пальцев рук
3)Упражнения, развивающие взаимодействия между полушариями мозга
4)Упражнения с предметами
5)Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук
6)Упражнения, развивающие координацию движения кистей рук.
Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка металла;
водные процедуры, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, или постирать белье ( объясните и покажите предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
собирание разрезных картинок;
Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого другого конструктора)
Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Преимущества использования конструктора :
с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;
конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: “Дом”, “Аэропорт”, “Зоопарк”, “Семья” и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.
Игры с мелкими предметами
1. “Кто запомнит?”
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
2. “Волшебный куб”
Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы, цифры и т. п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться, попробовать сначала.
Работа с бусами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии).
Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т. п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать материал для нанизывания и узор.
Рисование
В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги, приемов проведения линий.
Работа с бумагой и ножницами
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.