ТАТЬЯНА ЧЕКАЛЕВА
Консультация «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Моторика – это двигательная активность организма в целом. Различают два вида моторики – мелкая и крупная. Под мелкой моторикой подразумевается развитие мелких движений пальцев, а крупная моторика – это движения всего тела, например, ходьба, прыжки, наклоны.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика – это развитие точности взаимодействия мелких мышц пальцев, возможность совершать пальцами скоординированные движения. В процессе общего развития ребенка мелкая моторика имеет важное значение. Чем лучше развита моторика, тем быстрее совершенствуется двигательная координация, уходит зажатость, скованность. Работая над развитием мелкой моторики, мы одновременно развиваем логическое мышление, все высшие психические функции в целом., а также подготавливаем ребенка к письму. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования мелких движений пальцев. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
У детей с ОВЗ имеются особенности развития моторики как мелкой, так и крупной. Почти все дети имеют вялые мышцы пальцев, несогласованность движений правой и левой рук, малый объем движений, излишняя скованность в процессе выполнения движений рук. Недостаточное развитие мышц пальцев и рук вызывает неустойчивую координацию движений всего тела в общем. Дети с ОВЗ имеют низкую работоспособность, они прекращают выполнение упражнений из за усталости. Недоразвитие моторики плохо влияет на формирование и развитии познавательной деятельности детей. Еще одна особенность развития мелкой моторики у детей с ОВЗ – она не возникает у детей самостоятельно, не формируется без самостоятельных игр и упражнений. В процессе коррекционной работы в детском саду происходит улучшение работы мелких мышц рук и пальцев, и как правило, возникает возможность обучения детей в школе.
Работу по развитию мелкой моторики начинают с рождения ребенка. Первые упражнения – это потешки с движениями, прибаутки, детские песенки. С поступлением ребенка в детский сад начинается целенаправленная работа по развитию мелкой моторики. У каждого педагога существует своя система работы. Но все эти методы и приемы основаны на основных принципах дидактики – от простого к сложному. Система игр и упражнений, их периодичность, сложность зависит от индивидуальных особенностей и возможностей детей. Как правило начинать нужно с развития двигательных функций кисти руки. Для этого подбираются игры и пособия, тренирующие сжатие, растяжение, расслабление.
При проведении подобных игр нужно соблюдать:
• систематичность проведения игр и упражнений; результат приходит в результате многократного повторения.
• Последовательность проведения от простого к сложному
• Проведение игр учитывая желание ребенка, положительная оценка любого результата.
В педагогике описано немалое количество способов улучшить мелкую мускулатуру. Их можно классифицировать на несколько групп: фольклорные пальчиковые игры, развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами. Очень хорошо развивается мелкая моторика в процессе продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Под продуктивной деятельностью подразумевается выполнение ребенком работы, результатом которой получается некий продукт, значимый для ребенка. Через продуктивную деятельность в детском саду успешно происходит развитие высших психических функций, возникает внимание и память, творческое воображение, формируются социальные взаимоотношения. Возможность детей рисовать, лепить, вырезать оказывает влияние на психику ребёнка, он становится более спокоен, усидчив, ожидает результат. В процессе создания творческой работы дети могут снять эмоциональное напряжение, избавиться от стресса, страха, напряжения. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость. А продуктивная деятельность у детей с ОВЗ имеет особое значение. Она стимулирует развитие сенсомоторики - согласованности в работе глаз и рук, улучшает развитие координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Одно из любимых занятий для детей – лепка. В лепке используют разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, соединение деталей путем примазывания, сглаживания. Для создания поделок используется природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки. Используя дополнительные изобразительные материалы, дети могут создавать как объемные поделки, так и плоскостные.
Аппликация и работа с бумагой. На занятиях по аппликации нужно использовать бумагу разной фактуры, которую можно мять, обрывать, вырезать изображения, создавая собственные композиции. Высокая точность движений пальцев нужна при наклеивании подготовленных изображений на лист бумаги, приглаживая при этом места склеивания пальцами. В работе мы используем салфетки для обрывной аппликации, предлагаем детям наклеивание готовых фигур, а также используем дополнительные материалы для создания фактурных изображений. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. К концу дошкольного возраста дети с ОВЗ могут пользоваться ножницами.
Рисование. Дети любят рисовать и на занятиях, и в свободное время. При этом они пользуются разными изобразительными средствами, которые формируют щепотный захват, позволяющий готовит руку к письму. По рисункам детей можно посмотреть, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Рисовать можно не только кисточкой и краской, но и различными нетрадиционными инструментами – штампами, ватными палочками, кончиками пальцев. Смена способов изображения помогает детям поддержать интерес к рисованию, а значит и способствует развитию мелкой моторики. Одно из новых направлений в рисовании – рисование пеной для бритья с клеем ПВА.
У каждого педагога свой уникальный способ развития мелкой моторики, цель у всех должна быть одна- максимально развить мелкую моторику и подготовить руку ребенка к письму.