Жукова Наталья
Консультация для воспитателей на тему: «Психо — коррекционная работа и взаимодействие с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
для воспитателей
на тему :
«Психо – коррекционная работа и взаимодействие с семьёй»
Подготовила воспитатель :
Жукова Наталья Константиновна
«Психо - коррекционная работа и взаимодействие с семьёй»
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: „Психо — коррекционная работа и взаимодействие с семьёй“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последнее годы выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей. Количество больных детей дошкольного возраста увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5%. В настоящее время около 60% дети дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только около 10% детей приходят в школу здоровыми.
В дошкольном возрасте осанка ещё не сформирована. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста детей, каждый год медицинские работники детского сада выявляют детей с плоскостопием. Стопа – опора нашего тела, а любой дефект может негативно сказываться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, её формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Поэтому проводится необходимая работа, направленная на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ :
• создание благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития дошкольников,
• актуализация и реализация имеющихся у детей возможностей и способностей,
• успешная подготовка детей к школьному обучению,
• социальная адаптация дошкольников с нарушениями в развитии.
В течение года по расписанию проводятся: индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжёлые заболевания (ДЦП); подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми; комплексные (с участием специалистов ДОУ) занятия с детьми, имеющими нарушения не только в опорно-двигательном, но и речевом, и в психомоторном развитии с учетом рекомендаций узких специалистов.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СТРОИТСЯ С УЧЁ ТОМ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ:
• КОМПЛЕКСНО, В ТЕСНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ
• С ОПОРОЙ НА АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И ЗОНУ ЕГО БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
• С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
• С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛИЖАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ РЕБЁНКА (ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС КОРРЕКЦИИ)
• С ПРИМЕНЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (ПРИНЦИП РЕАЛИЗУЕТСЯ В РАМКАХ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В СООТВЕТСТВИИ С ИНТЕРЕСАМИ РЕБЕНКА)
• С УЧЁТОМ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
• С УЧЁТОМ ДОСТУПНОСТИ, ПОВТОРЯЕМОСТИ И КОНЦЕНТРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕННОГО МАТЕРИАЛА.
В нашем саду открыты - 6 групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 3 до 7 лет.
В эти группы принимаются дети II-III группы здоровья с легкой патологией опорно-двигательного аппарата: врожденные вывихи тазобедренных суставов, врожденная кривошея, косолапость и их последствия. Диспластические заболевания в виде нарушения осанки, сколиозов I-II степени, плоскостопие. Рахитические изменения и рахитоподобные заболевания.
Прием детей в учреждение осуществляется по направлению врача ортопеда из поликлиники. До зачисления ребенка в детский сад он проходит писхолого-медико-педагогическую комиссию. В группу такого вида не принимаются дети, в анамнезе которых стоит только один диагноз: плоскостопие или плоско-вальгусные стопы.
Коррекционная работы в детском саду проводится по нескольким направлениям:
• коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (коррекция нарушений осанки и коррекция нарушений развития стопы);
• коррекция нарушений речи (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие связной речи и слухового внимания);
• психологическая коррекция (развитие эмоциональной сферы, личностный подход к каждому ребенку, готовность к школьному обучению).
Коррекционно-оздоровительная работа в детском саду включает в себя:
• ежедневную утреннюю гимнастику с элементами ЛФК;
• занятия лечебной физкультурой;
• коррекционные упражнения после дневного сна;
• коррекционные упражнения под музыку;
• физкультминутки;
• физкультурные занятия в зале и на улице;
• закаливающие процедуры;
• подвижные игры.
• плавание
Помимо образовательного процесса ведется коррекция имеющихся нарушений у детей. Данную работу осуществляют : врач-ортопед, врач ЛФК, врач психоневролог, медсестра по массажу, медсестра по сауне, инструктор ЛФК, инструктор по плаванию.
Особое внимание уделяется занятиям по лечебной физкультуре. Занятия проводятся в специально оборудованном зале, где имеются фитболы, стена выравнивания, велотренажер, беговая дорожка сухой бассейн, батуты, «Дорожки здоровья», физиороллы большие и малые.
В детском саду дети получают в год три курса лечебного и оздоравливающего массажа. Возможен дополнительный курс массажа по назначению врача ортопеда.
Также с ними проводят занятия специалисты: педагоги-психологи, учителя – логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог.
Предметно-развивающая среда в группах также направлена на всестороннее развитие детей и коррекцию имеющихся нарушений. Воспитатели имеют специальную подготовку и навыки работы с «проблемными» детьми, а так же с их родителями, давая необходимую информацию, показывая разные способы и приёмы при выполнении разного рода заданий направленных как на развитие интеллектуального, так и на устранение физических отклонений, а так же способах общения детей и родителей.
Особенности обучения детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены главным отличием этих детей от других групп дошкольников с нарушениями в развитии. Особенностью этих детей являются двигательные нарушения, а также некоторое недоразвитие познавательной сферы.
Коррекционные мероприятия, направленные на работу с детьми дошкольного возраста осуществляются посредством разнообразных игр, т. к. ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Игра способствует благоприятному развитию психики ребенка и его речи, приобретению им различных умений и навыков.
У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается инертность психики, внимание имеет недостаточный объём и является неустойчивым, запоминание недостаточным. Зрительное восприятие и переключение внимания значительно замедленно, в результате чего происходят ограничения в познавательной деятельности. Для коррекции этих проявлений воспитателями используются различные задания, упражнения, развивающие дидактические и настольные игры.
Для успешной коррекции нарушений воспитатель проводит как индивидуальные занятия с дошкольниками, так и подгрупповые с небольшим количеством детей. Занятие делится на несколько частей, каждая из которых направлена на развитие какой-либо функции.
Так как одной из основных проблем у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются двигательные нарушения, их коррекции придаётся большое значение. Воспитатель подбирает задания и упражнения которые будут эффективны и благоприятно повлияют на развитие моторики у таких детей.
Также для развития у дошкольников способности к манипуляции мелкими предметами и развития тонкой моторики воспитатель включает в игровую деятельность детей, в занятия (в виде упражнений) : собирание мозаики, различные виды конструирования, работу со счетными палочками, шнурком и мелкими бусинами.
Важным моментом является развитие у таких детей координации движений, которая также тренируется на коррекционно-игровых занятиях.
Такое обучение в процессе игровой деятельности помогает развивать у дошкольников познавательную деятельность и готовить их к обучению в школе.
Работа с родителями
Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе ортопеда, логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;
- воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.
Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Условия:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность.
Формы и методы: ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями по вопросам:
а) состояния физического, речевого и психического развития их детей (ортопед, психолог, логопед, дефектолог);
б) объяснение задания ортопеда, логопеда, дефектолога (воспитатели);
- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);
- педагогическая библиотечка; консультации (плановые, неплановые - по мере необходимости).
Консультации проводятся в виде : докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей; совместных мероприятий.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с ортопедом, психологом, логопедом и дефектологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития, речевых и физических нарушений на процесс обучения и развития ребенка.
Педагог-психолог
Работа психолога в детском саду включает в себя:
• Решение проблем адаптационного периода у детей и родителей;
• Диагностика познавательной сферы, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, детско-родительских отношений;
• Выявление таких состояний как: тревожность, страхи, агрессивное поведение, замкнутость, гиперактивность и другие и их дальнейшая коррекция;
• Психопрофилактика : проводятся групповые и подгрупповые занятия по современным методикам, таким, как: игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия, психомышечная тренировка;
• Индивидуальная работа по коррекции;
• Консультации для родителей.
Многие родители не имеют профессиональных психолого-педагогических знаний и умений. Часто в общении с ребенком они заходят в тупик. Консультация с профессиональным психологом поможет решить проблемы, правильно выстроить детско-родительские отношения, научит конструктивно общаться с ребенком, любить и понимать его таким, какой он есть. А также на консультациях родители научатся применять методики, необходимые для развития ребенка.
Доброй традицией в нашем детском саду стало проведение психолого-педагогических встреч, в которых принимают участие дети, родители и воспитатели группы. Родители благодаря этим встречам учатся по-новому играть с детьми, понимать их. Участники совершенствуются в навыках конструктивного общения, имеют возможность реализации совместной деятельности. Родители узнают игры и методики, которые могут в дальнейшем самостоятельно применять дома.
Занятия проводятся в специально оборудованной сенсорной комнате. В смежной комнате проводятся арт - терапевтические занятия, а также есть отдельная зона для консультирования родителей. Дети получают огромное удовольствие от занятий в сенсорной комнате.
Учитель-логопед
Целью работы учителя – логопеда в нашем дошкольном учреждении является:
• диагностирование детей,
• обогащение словарного запаса,
• развитие фонематического слуха и восприятия дошкольников,
• формирование грамматического строя речи,
• формирование связной речи.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Основная форма занятий – игровая. Обязательным началом занятия является самомассаж рук, шеи и других активных точек, способствующих активизации речевых центров.
Учителем-логопедом проводится консультативная работа с родителями.
Социальный педагог
В нашем дошкольном учреждении работает социальный педагог. Главная задача, которая стоит перед социальным педагогом – обеспечить социальную диагностику, психолого-педагогическую коррекцию и управление социально-педагогическими процессами в открытой социальной среде в интересах становления и развития полноценной, физически и психически нравственно здоровой личности.
Обеспечение социально-психологического благополучия всем воспитанникам и социально-психологическую поддержку семьям в реализации их воспитательных функций.
Работая с воспитанниками, социальный педагог повышает уровень их социальной компетентности, улучшает эмоциональный климат, повышает уровень сплоченности детей.
При работе с родителями важным является повышение уровня родительской компетентности, гармонизация семейных и детско-родительских отношений, повышение родительской ответственности за судьбу ребенка.
Социальный педагог тесно взаимодействует с различными службами города в интересах воспитанников детского сада.
Музыкальный руководитель
Музыкальные занятия проходят в игровой форме, что вызывает активный интерес детей. Формы занятий разнообразны: тематические, доминантные, а также интегрированные занятия. Местом проведения музыкальных занятий является музыкальный зал. Ощущение соприкосновения с великим искусством помогают создать великолепные занавесы и оборудование. Имеется обширный практический материал и пособия для индивидуальных и групповых занятий.
Музыкальные занятия помогают дошкольникам войти в мир музыки, научиться понимать и переживать ее, создают предпосылки для дальнейшего музыкального образования ребенка. У ребят развиваются певческие навыки, умение ритмично двигаться, а также навыки общения, взаимоуважения, слаженности действий в коллективе, установления позитивных взаимоотношений, развитие совместной продуктивной деятельности, а также индивидуальности восприятия.
В процессе музыкальных занятий педагогом осуществляется как работа с группой, так и подгрупповые и индивидуальные занятия.
Педагог учитывает принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми.
Музыкальные занятия способствуют физическому развитию, навыкам правильного дыхания, развитию культуры движений, являются частью оздоровительной работы.
Воспитатель по физической культуре
Помимо учебно-воспитательной и коррекционной работы в детском саду проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия. Причем принимают участие в них и дети, и родители, и даже бабушки с дедушками.
Вот так весело и задорно проходят занятия по физкультуре! А впереди еще веселые конкурсы, эстафеты. Малыши не дают родителям присесть, каждый уверен, что именно он с мамой или папой будет первым, именно их команда победит!
Физкультурный зал великолепно оборудован: мячи, лестницы, маты, кольца, обручи, модульный конструктор и многое другое.
На физкультурных занятиях идет учет индивидуальных особенностей детей в связи с имеющимися диагнозами.
Во всех спортивных праздниках, развлечениях, проводимых в нашем детском саду, чувствуется творчество, выдумка и душа педагога.
Педагог по физической культуре работает в тесном контакте с врачом ортопедом, врачом по лечебной физкультуре, инструктором ЛФК, инструктором по плаванию.
Приложение
Консультация для родителей на тему :
"Артикуляционная гимнастика".
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для осанки
Примерный комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики для дошкольников на формирование правильной осанки:
1. И. п. - основная стойка. Поднять руки вверх ладонями внутрь ("достать потолок", посмотреть на кончики пальцев, вернуться в и. п. (2-3 раза).
2. "Дровосек". И. п. - руки подняты вверх, пальцы сплетены, ноги врозь - вдох. Выполнить мах руками с наклоном вперед, руки провести между ног - выдох (4- 6 раз).
3. И. п. - основная стойка. Отвести руки назад - вдох, вернуться в и. п. - выдох (3 раза).
4. "Кошка". И. п. - стоя на четвереньках. Сделать круглую спину (кошка сердится, вернуться в и. п. Дыхание произвольное (4-6 раз).
5. "Пружина". И. п. - ноги на ширине плеч, ступни параллельны, руки подняты вверх. Присесть, вытянув руки вперед (пятки от пола не отрывать). Встать, поднять руки вверх- (6-10 раз).
6. И. п. - стоя, руки вытянуты вперед скрестно. Развести руки в стороны - вдох, вернуться в и. п. - выдох (2 раза).
7. И. п. - основная стойка, руки на поясе. Прыжком развести ноги в стороны, затем прыжком соединить их. Дыхание произвольное (15-20 раз).
8. Ходьба по комнате (30-60 с, дыхание произвольное. Затем остановиться и 2 раза сделать глубокий вдох и выдох.
Комплекс упражнений при плоскостопии
(по В. П. Илларионову)
Упражнения сидя
1 - разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;
2 - захватывание стопами мяча и приподнимание его;
3 - максимальное сгибание и разгибание стоп;
4 - захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.);
5 - скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;
6 - сдавливание стопами резинового мяча;
7 - собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;
8 - прокатывание палки стопами;
Упражнения стоя
9 - повороты туловища без смещения;
10 - перекат с пятки на носок и обратно;
11 - полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед;
12 - лазания по гимнастической стенке;
13 - ходьба по гимнастической палке;
14 - ходьба по бруску с наклонными плоскостями;
15 - ходьба по ребристой доске;
16 - ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости;
17 - ходьба по поролоновому матрацу;
18 - ходьба на месте по массажному коврику