Наталья Набокина
Консультация для воспитателей «Взаимодействие с семьёй по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьёй по духовно нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Воспитатель : Набокина Н. Е.
Детского сада №10 «Антошка»
Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимодействие с семьёй по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В. А. Сухомлинский
В последние годы, в нашем Отечестве наблюдается кризис нравственности и нарастающая бездуховность общества. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, всеобщей меркантильности, росте социальной напряженности и агрессии.
Как следствие, мы имеем искажение представлений детей о добродетельных человеческих качествах, наблюдаем повсеместно детскую агрессивность и враждебность, в том числе, и у детей дошкольного возраста.
Поэтому, с нарастанием без духовности в обществе, все значимей становится наша с Вами непростая работа, и у нас нет морального права упускать столь уникальный и важный период жизни – дошкольное детство.
В процессе духовно-нравственного воспитания в детском саду преимущество традиционно отдается воспитанию и педагогическим методам воздействия на ребенка. Однако, нельзя недооценивать влияние семьи на этот процесс. Семейные условия воспитания по-прежнему остаются основополагающими. Отсюда вытекает чрезвычайная значимость взаимодействия с семьей.
Но и в современной семье произошли значительные изменения, как следствие изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону. Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая актуальная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного, наследия.
Современные дети вместо мамы и папы воспитываются телевидением и компьютерными играми. Очень часто приходится слышать, как родители с гордостью рассказывают о том, что ребенок уже с самого нежного и раннего возраста самостоятельно выбирает и включает мультфильмы и компьютерные игры. Наши вопросы о том, сколько времени безопасно для себя может проводить ребенок за подобным занятием, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, как они влияют, зачастую вызывают у родителей недоумение. Главным для них является наличие технических навыков обращения с компьютером. Здесь мы видим проблему подмены истинных ценностей ложными.
Для педагогов всех времен – это является сигналом к действию. Однако, возникают вопросы: как детский сад может повлиять на формирование духовности у ребенка в семье, и внести коррективы в процесс семейного воспитания, не нарушая при этом право семьи на индивидуальность, самоопределение, не нарушая личного пространства?
А ответ прост: ведущим принципом в работе с семьей должно являться постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Родители должны быть в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживать и участвовать. Это поможет им увидеть мир с позиции ребенка, формировать доверительные с ним отношения.
В нашем мини – центре одной из традиционных форм работы с родителями является организация мероприятий с непосредственным очным участием родителей. Однако, при этом мы педагоги так же столкнулись с рядом проблем:
-занятость родителей (есть родители, у которых работа с выездом за пределы места жительства);
-личностные качества, такие как, застенчивость, страх перед выступлением на публике;
-отсутствие интереса к предлагаемому виду деятельности.
Универсальным решением данных проблем мы посчитали, использование как можно более разнообразных форм и тем для взаимодействия, чтобы каждый мог, что называется, найти дело по душе.
В связи с этим в нашей группе внедрили технологию проектной деятельности, которая явилась бесконечным полем для творчества.
Проектная деятельность представляет собой некую систему коллективных, творческих, и в то же время, познавательных дел - маленьких или более масштабных, стимулирующих общение родителей и детей при непосредственном участии педагогов. Анализируя опыт внедрения проектной технологии в нашей, мы выделили несколько основных факторов, обеспечивающих успешность взаимодействия с родителями.
1. Тщательная подготовка взаимодействия
К моменту общения и совместного труда с родителями дети должны уже владеть информацией в той мере, в которой она необходима для возникновения детских вопросов: «Почему нужно делать кормушки для птичек?», «Почему нужно заботиться о домашних животных?» и т. д. Родители вынуждены будут объяснять и показывать пример, формируя тем самым морально – нравственные качества ребёнка.
2. Интеграция
Достижение нескольких целей в одном проекте– это формирование духовно-нравственных качеств и речевое развитие через непосредственное общение с мамой, бабушкой в процессе изготовления кукол, развитие познавательного интереса – дети узнают историю народных кукол, художественно-эстетическое развитие - они учатся видеть красивое.
3. Косвенное и прямое стимулирование к действию
Показ ребенку достижения других и он обязательно, в силу своей человеческой сущности, подумает: «Но я ведь могу не хуже!» (именно, изготовление массажных ковриков для детей – это еще и повод лишний раз обратить внимание родителей на здоровье детей. А ребенок, в свою очередь, видит заботу о себе и учится заботиться о других и т. п.)
4. Опора на эмоциональную сферу личности человека
«Удивите ребенка, и у него появится интерес, удивите еще раз и вы побудите его к действию».
Особенно эффективно это работает с родителями вновь поступивших детей.
5. Обязательная демонстрация полезности и востребованности
результата совместного труда родителей и детей
Ведь в процессе труда получен продукт – это поделка, игрушка, информация. Процесс совместного труда доставляет радость, как у ребёнка, так и у родителей.
Созерцание результатов труда вызывает чувство гордости за себя и свою семью. Показывая результат, мы закрепляем положительный эффект совместной деятельности ребёнка и семьи.
6. Обязательная благодарность за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме.
В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ. Результатом такого подхода является то, что ребёнок гордится плодами совместной деятельности с родителями.
Осуществляя взаимодействие с родителями в рамках вышеописанной проектной деятельности, можно сделать определенные выводы:
Сотворчество с родителями по духовно-нравственному воспитанию сближает, позволяет развить такие ценности у ребёнка, как уважение к труду, трудолюбие, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, любознательность, познавательный интерес к окружающему миру, к истории, культуре, забота о ближнем, чувство гордости за себя и свою семью.
Организуемая с семьей работа позволяет вовлечь родителей в единое с детским садом образовательное пространство.