Юлия Зозина
Консультация для воспитателей на тему «Приобщение детей к народным традициям посредством пластилинографии»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейнобытовых обычаях, обрядах. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, песням, танцам, прибауткам в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков. Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Венздей, вымышленных персонажах, таких как Хаги -Ваги, Майнкрафт. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Так как же приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок. Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщении детей к культурному наследию и традициям государства посредством пластилинографии. Один из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Поэтому картинки часто удобнее лепить, а не рисовать. Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне называется пластилинографией. Пластилинография — это один из новых жанров (видов) в изобразительной деятельности, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей, и взрослых. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Приобщение детей к народным традициям посредством пластилинографии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лепка с использованием бросового материала
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Пластилинография. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:
- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
- развитие мелкой моторики;
- ознакомление с окружающим миром;
- развитие эмоций и фантазии.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.
Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, бусинки, паетки, семенами растений, ракушки, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Ведущая педагогическая идея моей деятельности заключается в создании системы занятий по пластилинографии и включению в занятия произведений устного народного творчества : русских народных сказок, потешек, прибауток, загадок и т. д. Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек- матерей. Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность. Пластилинография тесно связана с фольклором обычаями, обрядами народными праздниками, народной музыкой на занятиях используются народные напевы, прибаутки стихотворения, разучиваются потешки, поговорки, пословицы, загадки, русские народные, хороводные песни, игры. Подобные сочетания позволяют детям окунуться в глубину веков и более точно ощутить любовь к родному краю. Увидеть красоту родной природы. В занятия включен целый комплекс по духовно нравственному воспитанию. На эту тему : были включены занятия «Вышла курочка гулять», «Рождественская звездочка», «Рождество Христово», «Крещение Господне, «Пасха» и т. д. Занятия составляются с учётом физиологических, психологических и познавательных особенностей детей. Решаются практические, воспитательно – образовательные задачи, развивается личность ребёнка, его воображение, способность к творчеству. Дети получают знания, умения, навыки, познают мир, расширяют свои возможности. Занятие в зависимости от возрастной группы длятся от 15 (младшая группа) до 30 минут (подготовительная к школе группа). В зависимости от сложности сюжета одну работу можно выполнять несколько занятий.
Расскажу о структуре занятия.
Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приемы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лепестков, лучиков, ножек и т. д.) При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физкультминутку.
В заключительной части дети встают, подходят к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту композиции.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных. При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.
В заключение подчеркну, что использование пластилинографии для приобщения детей к народным традициям - это увлекательный и познавательный процесс, который помогает детям не только развивать свои творческие способности, но и погружаться в мир культуры и искусства различных народов открывая для наших детей удивительный мир народных традиций через пластилинографию! Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием, любовью и уважением рисуют пластилином работы, посвященные любимой, огромной, необычайно красивой Родине, не испытывая при этом трудностей.