Телушкина Александра Евгеньевна
Консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической и учебно-воспитательной работы
Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.
Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда и воспитателя. Ведь известно, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда.
Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности работы воспитателя на логопедической группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.
Также, речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, придельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
СЛАЙД 2.
Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционно-развивающих задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
СЛАЙД 3.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Воспитатель должен уметь разбираться в специфических проявлениях поведения детей с речевыми нарушениями (РН, вовремя подмечать и гасить излишнюю нервозность, возбудимость, конфликтность. Умение правильно понять низкую работоспособность детей с РН, повышенную утомляемость, иногда вялость, пассивность, колебания настроения требуют от воспитателя логопедической группы дополнительных знаний возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей дошкольного возраста, имеющих те или иные нарушения речевого развития, понимать их возможную реакцию на свой дефект в различных ситуациях общения. Так не следует фиксировать внимание детей на возникновении запинок в речи, на повторении первых звуков, слогов. Но о таких явлениях необходимо сразу сказать логопеду. Своевременно принятые меры позволяют предупредить формирование вторичных нарушений в виде нежелательных отклонений в поведении, негативных черт характера (при заикании - застенчивость, чувство ущемленности, агрессивность, логофобии, создают нормальные спокойные отношения в коллективе.
СЛАЙД 4.
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Корригирующая минигимнастика.
Занятия по заданию логопеда.
Фронтальные (подгрупповые) занятия по программе ДОУ.
Коррекционная работа вне занятий :
- во время режимных моментов,
- коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в результате обследования, обязательно планируется и учитывается.
СЛАЙД 5.
1-3. Комплексы гимнастик
комплексы артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастики подбираются учителем-логопедом, включаются в
«Речевую зарядку» (5-7 мин.) – утром перед завтраком,
коррекционный час (логочас) (10-15 мин) – перед обедом,
индивидуальные занятия;
корригирующая минигимнастика для
профилактики нарушений осанки и
стопы выполняем ежедневно после сна.
СЛАЙД 6.
СЛАЙД 7.
4. Занятия по заданию учителя-логопеда
Индивидуальные занятия, закрепляющие звукопроизношение.
Коррекционный час
игры на развитие
психологической базы речи,
фонематических представлений,
лексики, грамматических категорий, связной речи,
моторных функций.
СЛАЙД 8.
СЛАЙД 9.
5. Проведение фронтальных (подгрупповых) занятий
Проведение фронтальных (подгрупповых) занятий регламентируется перспективно-тематическим планированием.
Коррекционное обучение – решение на занятии обучающих, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Таким образом, система поэтапного логопедического воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса позволяет объединить и целенаправить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях специального учреждения.
СЛАЙД 10.
Воспитатель должен помнить, что после родителей он для воспитанников главный человек. Именно на него равняются дети, от него ждут поддержки, помощи, тепла и доброты.