Анна Новикова
Консультация для воспитателей «Направления коррекционной работы воспитателя в группе компенсирующей направленности»
▼ Скачать
Введение
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностика - коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в развитии.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.
Публикация «Консультация для воспитателей „Направления коррекционной работы воспитателя в группе компенсирующей направленности“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Федеральные государственные образовательные стандарты, вступившие в силу 1 января 2014 года, внесли свои коррективы в систему дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специалисты ДОУ должны в полной мере реализовать общеобразовательные задачи дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.
Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного возраста служит залогом успешной учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. Однако изучение характеристик и динамики речевого развития дошкольников выявляет весьма существенные различия между детьми одного и того же возраста, причем чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.
Задача педагога – вникнуть в проблему ребенка, оказать ему индивидуальную помощь. Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.
Успешное преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития в дошкольных учреждениях возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Особую роль в логопедической работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
Цель работы : проанализировать особенности организации и содержание деятельности воспитателя ДОУ для детей с нарушениями речи.
При систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем группы
Выделяют следующие виды коррекционных задач, которые стоят перед воспитателем :
1) Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
2) Закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
3) Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
4) Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
5) Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале;
6) Формирование связной речи.
Коррекционно-развивающая работа воспитателем осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач поставленных логопедом.
Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса.
Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием поставленных или исправленных грамматических форм и т. п.
В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Указав на сам факт ошибки: нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.
Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».
Речь воспитателя должна служить образом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой. Предельно внятной, хорошо интонированной. Выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения. На изменение условий общения. Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок. На которых не следует фиксировать внимание детей. Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение.
Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатком речи, закреплению достигнутых результатов.
Основные направления коррекционной работы воспитателя :
1) Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз;
2) Пальчиковая гимнастика (выполняется в комплексе с артикуляционной от 3 до 5 раз в день);
3) Коррекционная гимнастика (для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна);
4) Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение;
5) Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей;
6) Коррекционная работа вне занятий.
На фронтальных занятиях в логопедической группе кроме образовательных и воспитательных задач перед воспитателем стоят ещё и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
Содержание деятельности воспитателя ДОУ для детей с нарушениями речи
1) Проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
2) Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
3) Упражнение в звуко - слоговом анализе и синтезе;
4) Повторение лексико-грамматических упражнений;
5) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Особая значимость коррекционной работы воспитателя в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя- логопеда и воспитателя
Главная роль в коррекционной работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми.
Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования:
1)Вносить коррекционное занятие в план;
2)Наглядный материал к занятию готовить заранее;
3)План коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал, для расширения словаря;
4)В план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
5) Необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционного занятия делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей.
Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения, по заданию учителя-логопеда.
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа учителя – логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности.
Коррекционная работа может быть спланирована следующим образом:
Коррекционные занятия фронтального типа должны проводиться во второй половине дня.
Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:
1) Организация детей на занятие (психогимнастика, общая моторика);
2) Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения;
3) Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи;
4) Физминутка;
5) Самостоятельная работа детей по самокоррекции;
При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в полгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.
6) Выполнение заданий учителя – логопеда /проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции/. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом и все инструкции по выполнению речевых упражнений воспитатель дает обычным голосом, не переходя на шепотную речь;
7) Итог занятия.
Тесная взаимосвязь в работе учителя – логопеда и воспитателя позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Из всего выше сказанного, видно, что углубленная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей очень актуальна и позволяет повысить уровень речевого развития детей и качество подготовки к школе.
Заключение
Хочу процитировать слова Е. И. Тихеевой:
«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества».
Успех коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в коррекционно-образовательный процесс жизнедеятельности детей. Воспитатели – активные участники данного процесса. Цель работы – воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка через социальную адаптацию и интеграцию ребенка в среду нормально развивающихся сверстников. Выполняя свои обязанности, педагоги группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (далее группы) должны учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Не имея достаточной информации о речевых и интеллектуальных особенностях детей с речевыми нарушениями, во-первых, трудно выстроить доверительные отношения с отдельным ребенком, во-вторых, учитывать его эмоциональное состояние, в- третьих, невозможно правильно организовать коррекционно-воспитательный процесс и создать предметно-развивающую среду. Поэтому работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР основывается на специальных знаниях в области коррекционной педагогики.
Для этого необходимо
1) Проходить подготовку на курсах повышения квалификации по воспитанию детей с нарушением речи,
2) Работать по самообразованию в темах, определённых направленностью группы;
3) Держать тесную связь с учителем-логопедом.
Педагогическая деятельность базируется на реализации адаптированной основной образовательной программы ДО для детей с тяжёлыми нарушениями речи, разработанной в соответствии с современными требованиями, с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017г, протокол №6/17 (далее Программа) и Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищева
То есть, данные программы помогают осуществлять работу по коррекционно-развивающему (под руководством учителя-логопеда) и коррекционно-образовательному направлениям.
Воспитатели группы выполняют, помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных задач, которые направлены на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, что обусловлено особенностями речевого дефекта. При этом они направляют свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащение их представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Следовательно, создают условия для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью. Первостепенным, на наш взгляд, в группе является создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, формирование интереса к занятиям, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных моментов возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей. Воспитатели должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие предупреждает и формирует социально-приемлемые коллективистские отношения в группе. Коррекционно-воспитательная деятельность зависит не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего недоразвития речи. В работе с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого развития, основной контингент которых представляют дети 4-летнего возраста, главными задачами следует считать:
1) Формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание;
2) Развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;
3) Обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
4) Развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении. Занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека). Ведущая форма занятий — игра. Она и помогает сформировать мотивационную основу речи. Работа с детьми, достигшими второго уровня речевого развития, предусматривает:
a) дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;
b) развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;
c) практическое усвоение простых грамматических категорий; • работа над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;
d) закрепление правильного произношения;
e) обучение составлению рассказов.
С детьми, имеющими третий уровень речевого развития, задачи усложняются и включают следующие компоненты :
1) Совершенствование связной речи;
2) Обогащение и уточнение словаря;
3) Практическое усвоение грамматических средств языка;
4) Формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры;
5) Подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты. Для решения поставленных задач воспитатели максимально используют материал, как общеобразовательных занятий, так и режимных моментов. Но, если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Отправной точкой и очень ответственным этапом коррекционно-образовательной и коррекционно-воспитательной работы является обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Здесь выявляется уровень знаний, умений по образовательным областям, заполняется сводная таблица динамики освоения содержания программы по образовательным областям. Обследование осуществляется как в специально организованной деятельности (уровень сформированности математических представлений, графомоторных навыков и т. д., так и в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности. Опираясь на результаты обследования и рекомендации учителя - логопеда, результаты собственного обследования воспитателями
6) Планируется коррекционно-образовательная работа;
7) Отбираются адекватные программы и технологии;
8) Выстраивается предметно-развивающее пространство группы;
9) Организуется подгрупповая и индивидуальная работа.
Список используемой литературы:
1) Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017г, протокол №6/17 (далее Программа);
2) Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищева;
3) Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М. «Творческий центр» Преодоление ОНР у дошкольников/под ред. Т. В. Волосовец. — М. «В. Секачёв»
4) Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи. Методическое пособие. – Детство-Пресс.
5) О. А. Степанова. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.