Надия Кильдеева
Консультация для воспитателей на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитатель является для детей примером, прививает привычку к здоровому образу жизни и спорту
Выделяют следующие факторы риска, влияющие на здоровье детей :
• применение на занятиях с дошкольниками методов и приёмов, не соответствующих их возрастным особенностям;
• неправильная организация образовательного процесса (без учёта норм и требований СанПиН);
• отсутствие контроля или недостаточное внимание к здоровью детей со стороны родителей.
Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников. Педагогическая деятельность способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в ДОУ благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.
Забота о здоровье детей состоит и в привитии желания заботиться о своём организме, укреплять его
Здоровьесберегающие технологии — комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей. Эти технологии охватывают большой диапазон направлений:
• осуществление образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований,
• проведение диспансеризации,
• организация режима двигательной активности,
• рациональное питание,
• контроль за психическим состоянием и психологическая поддержка.
Существует стереотип, что здоровьесберегающие технологии используют в своей работе только физкультурные руководители. Это не так. Забота о здоровье детей — общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, психолог, медицинская сестра, педагоги дополнительного образования.
У физкультурного руководителя широкий выбор возможностей внедрять здоровьесберегающие технологии
Таблица: задачи здоровьесберегающих технологий
Тип задач Первая и вторая младшие группы (1,5–4 года) Средняя и старшая группы (4–6 лет) Подготовительная группа (6–7 лет)
Образовательные • Сформировать представления о полезной пище;
• рассказать о работе медсестёр и врачей;
• сформировать представления о том, что такое здоровье;
• пополнять словарный запас. • Сформировать первоначальные представления о работе организма (органов зрения и слуха, головного мозга, мышц, внутренних органов);
• пополнять словарный запас;
• научить сбалансированно питаться и соблюдать питьевой режим. • Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);
• передать знания о болезнях и способах защиты от них.
Развивающие • Развивать координацию движений и двигательные навыки;
• развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
• развивать внимание и умение повторять показываемые действия;
• формировать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. • Закрепить культурно-гигиенические навыки;
• совершенствовать точность, гибкость, ловкость движений;
• развивать все виды восприятия;
• сформировать умение действовать (выполнять упражнения) по команде. • Повысить двигательную активность;
• осуществлять профилактику умственного перенапряжения;
• развивать аналитические способности и логическое мышление.
Воспитательные • Воспитывать аккуратность и опрятность;
• создать положительную мотивацию к правильному питанию, регулярным физическим тренировкам. • Воспитывать чувство коллективизма;
• прививать полезные привычки, желание заниматься спортом. • Научить избегать вредных привычек;
• воспитать осознанное отношение к личной гигиене;
• стимулировать и поощрять желание самостоятельных тренировок.
Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду осуществляется в соответствии с ещё одним требованием ФГОС — воспитывать в ребёнке всесторонне развитую личность.
Здоровьесберегающие технологии в детском саду направлены на здоровое развитие детей, а также дают стимул к поиску новых знаний и самосовершенствованию
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на :
• медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
• физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
• социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
• образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии зачастую реализуются в детском саду в игровых формах
Медико-профилактические технологии
К таким технологиям в ДОУ относят :
• Мониторинг здоровья воспитанников — непрерывное наблюдение за состоянием детей. Ежедневно медсестра осматривает ребят после приёма в группу. Ежегодно проводятся медицинские обследования (анализы крови и мочи, комплексный осмотр специалистами (диспансеризация). По результатам мониторинга медсестра совместно с педиатром подготавливает план по оптимизации здоровья детей, проводит консультации для родителей и педагогов.
Ежегодно врачи проводят комплексные обследования воспитанников детских садов
• Закаливание — организация физиотерапевтических мер, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам (холоду, жаре, сырости, ветру). Крепкий иммунитет формируется при систематических занятиях и совершенствовании способов привыкания. Закаливаются дошкольники при помощи воздушного, водного, солевого, солнечного воздействия. Формы закаливания в детском саду:
o постепенная адаптация к прохладной температуре в помещении, равной 20° для первой младшей группы (дети раннего возраста) и 18° для дошкольников 3–7 лет,
o сон с открытой форточкой (круглый год,
o воздушные и солнечные ванны на прогулках,
o обтирание, реже — контрастное обливание,
o ходьба босиком, в том числе по коврикам с солевым раствором.
В младшей группе организуется закаливание прохладной водой во время умывания
• Оксигенотерапия — методика насыщения организма кислородом. В детских садах реализуется через организованное употребление воспитанниками кислородного коктейля. Это напиток с высокой пенной шапкой, изготовленный из яблочного сока и корня солодки. Принимается курсами и под контролем медицинской сестры. Систематическое употребление кислородного коктейля тонизирует общее состояние организма и оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.
Регулярное употребление кислородного коктейля является профилактикой хронической усталости у дошкольников
• Фитотерапия — технология профилактики заболеваний и лечения при помощи трав. В детской практике фитотерапия часто применяется благодаря мягкому воздействию на организм. В ДОУ устраиваются уголки фитотерапии, где дети знакомятся с целебной силой растений. Для дошкольников организуется фитобар, в котором ребята принимают витаминные коктейли и чаи с целью профилактики простудных заболеваний (из шиповника, ромашки, липы, мелиссы).
Фитотерапия в детском саду применяется как средство укрепления организма в период эпидемий простудных заболеваний
Идеально, когда медицинские работники скоординированно и ответственно работают в детском саду. К сожалению, далеко не всегда это так. И медсестра оставляет за собой функции оповещения о профилактических прививках и анализах. Врачебный осмотр в ДОУ тоже не всегда проводится регулярно. За время пребывания моего сына в детском саду диспансеризация была в средней группе (присутствовали на ней три врача из заявленных шести) и перед выпуском в школу (специалисты были все, кроме одного). К слову, кислородный коктейль в нашем детском саду ребята употребляют, но на договорной основе: ежемесячная плата составляет 300 рублей.
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
• Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
• Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация, для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить эмоциональный баланс
• Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
• Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь расслабляться и говорить стройными фразами
• Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают : рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажё рами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
• Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.
Самомассаж активизирует работу внутренних органов
Технологии физкультурно-оздоровительного блока активно изучаются и используются воспитателями. Важно и в этом направлении соблюдать меру. Эффективными оказываются технологии, которые применяются регулярно. Поэтому следует определиться с несколькими методиками, составить план занятий с ними на текущий учебный год и подготовить инвентарь. Можно «разделить» технологии в педколлективе : логопед проводит дыхательную гимнастику и офтальмотренаж, воспитатель обучает самомассажу и ходьбе по сенсорным дорожкам, музыкальный руководитель — пальчиковым играм.
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
• Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в себе и т. д.).
• Музыкотерапия — игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
• Сказкотерапия — коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
• Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
• Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
Волшебная комната в детском саду — место, где ребёнок отдыхает и набирается сил
Образовательные технологии в здоровьесбережении
В ДОУ активно используются технологии, которые учат детей здоровому образу жизни : дошкольники узнают о правильном питании, полезных привычках, средствах укрепления иммунитета. Это:
• Проведение зарядки и гимнастики пробуждения после тихого часа — привитие детям правильного пробуждения организма для продуктивной работы и хорошего настроения.
• Занятия по валеологии — непосредственно образовательная деятельность (НОД) по вопросам здоровья.
Занятия по валеологии расширяют словарный запас и знания детей, воспитывают осознанное отношение к здоровью
Воспитатель ДОУ должен обрести компетенцию для использования здоровьесберегающих технологий в своей работе. Он изучает методическую литературу о способах здоровьесозидания дошкольников, знакомится с практическим опытом коллег, посещая открытые мероприятия, читая педагогическую периодику и разработки на интернет-порталах. Освоенные в теории здоровьесберегающие технологии внедряются в практику при обязательном взаимодействии с администрацией и медперсоналом ДОУ и родителями.
Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:
• предметную,
• исследовательскую,
• игровую,
• творческую.
Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит при постоянном взаимодействии с родителями воспитанников
Методы и формы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Валеология (наука о здоровом образе жизни) — область знаний, сложная для усвоения детьми дошкольного возраста. Столько информации хочется передать ребятам, столькому их научить, чтобы они росли радостными и здоровыми. Но им будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении. Формы проведения занятий по здоровьесбережению в ДОУ могут быть разнообразными.
Таблица: формы образовательной и досуговой деятельности по здоровьесбережению
Возрастная группа Формы образовательной деятельности Формы досуговой деятельности
Первая младшая • Опытная деятельность:
o «Моем куклу Дашу»,
o «Стираем платочки».
• Наблюдения:
o за работой в пищеблоке (моют продукты, термообработка,
o за работой нянечки (делает сухую и влажную уборку в помещении, моет посуду).
• Совместная с педагогом двигательная активность:
o утренняя гимнастика,
o подвижные игры. • Досуг для детей и родителей по здоровьесберегающим технологиям :
o «Делаем зарядку»,
o «Осваиваем фитбол».
• Мастер-классы:
o «Готовим витаминный напиток/овощной салат»,
o «Делаем сенсорную игрушку»,
o «Изготавливаем дорожку здоровья» (для младших групп проводятся совместно с родителями).
• День Здоровья.
Вторая младшая • Различные виды гимнастики в игровой форме:
o зарядка,
o пальчиковые игры,
o закаливание на гимнастике пробуждения.
• Познавательные беседы:
o «Зачем нужны доктора?»,
o «Личная гигиена»,
o «Движение и здоровье».
• Изготовление поделок на тему здоровья :
o аппликация «Баночка с витаминами/таблетками»,
o рисование «Овощи и фрукты».
Средняя • Дидактические игры:
o «Полезная и вредная еда»,
o «Найди пару» (по видам спорта,
o «Что делать, если …» (промочил ноги, на улице жаркое солнце, от просмотра телевизора устали глаза и т. д.).
• Сюжетно-ролевые игры:
o «Поликлиника»/«Больница»,
o «Аптечный пункт».
• Подвижные игры в различных режимных моментах.
• Игры-драматизации:
o «У Доктора Айболита»,
o «Мойдодыр»,
o «Бегемот, который боялся прививок».
• Изготовление поделок:
o лепка «Лыжник»,
o рисование «Олимпийские кольца».
Старшая • Эвристические беседы. Дети в разговоре с педагогом ищут ответ на проблемные вопросы:
o «Почему мы болеем?»,
o «Что такое иммунитет?» и др.
• Исследования. Старшие дошкольники узнают о работе внутренних органов, строении тела человека, механизмах действия витаминов и лекарств. Валеологические исследования в ДОУ проводятся через изучение макетов («Скелет», «Тело человека») и просмотр познавательных видеороликов. Вначале формулируется проблемный вопрос, на который дети ищут ответ на занятии.
• Проекты.
• Продуктивное творчество:
o изготовление макетов,
o рисунки,
o стенгазеты,
o плакаты.
• Ведение дневника здоровья (самостоятельное). Дети 5–7 лет способны оценить своё состояние: настроение, самочувствие, рабочий настрой. Сначала воспитанники заполняют дневники при помощи символов: +/-, стрелочка вверх или вниз и т. д. Иногда педагоги используют оценочные наклейки (смайлики). Выпускникам детского сада можно предложить оценивание критериев здоровья по балльной шкале от 1 до 3, где 1 — плохо, 2 — нейтрально, 3 — хорошо.
Подготовительная
Валеологическая направленность в детском саду включает проведение праздничных и спортивных мероприятий
Игры по здоровьесберегающим технологиям
Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесохранения. В игре дети узнают новое о предметах и явлениях окружающей среды, развивают разнообразные навыки и умения.
Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.
Занятия по здоровьесбережению обогащают игровой опыт ребят. Моим детям захотелось сделать на дачном участке тропинки здоровья, на которых они бегают босиком и играют с друзьями каждое лето. Они знают, что после просмотра мультфильма глазкам полезно активно поиграть. В дождливые дни дети устраивают дома пальчиковый театр.
Методические рекомендации по организации и проведению игр по здоровьесбережению :
• В младших группах игры проводятся в подгруппах и индивидуально, так малыши легче осваивают правила.
• Воспитатель участвует во всех играх с младшими дошкольниками, начиная со средней группы — только в новых играх.
• Для игр подготавливаются атрибуты в соответствии с возрастом детей :
o первая и вторая младшая группы: ролевые шапочки и маски, простые безопасные предметы (мячи, кубики, резиновые игрушки, большие куклы, наборы с мелкими деталями используются под постоянным контролем педагога;
o средняя и старшая группы: наборы для сюжетно-ролевых игр, элементы костюмов для игр-драматизаций;
o подготовительная группа: наборы настольных игр, конструктор, самодельные атрибуты из бросового материала.
• Для воспитанников старше 5 лет организуются игры с элементами соревнования.
Проведение занятия по здоровьесбережению в детском саду
Занятия по различным темам ЗОЖ, как правило, являются интегрированными, поскольку в них используются формы работы из познавательной, двигательной, художественно-эстетической областей.
Структура занятия по здоровьесбережению :
1. Организационный момент: приветствие, указания по подготовке к занятию, сообщение темы.
2. Вводный этап: повышение мотивации воспитанников при помощи наглядного, стихотворного, песенного материалов, сюрпризного момента или создания игровой ситуации.
3. Основная часть: выполнение различных видов работы, направленных на раскрытие темы.
4. Рефлексия: подведение итогов, выслушивание воспитанников (впечатления, эмоции, благодарность за работу.
Опыты — частая форма работы на занятиях по здоровьесбережению
Методические указания по проведению занятия:
• Учитывать потребность воспитанников в частой смене деятельности. Если занятие проходит в малоподвижной форме, в середине проводится обязательная физкультминутка.
• Индивидуализировать по возможности задания:
o дидактические задания разного уровня сложности,
o различные виды заданий (одни лепят, другие рисуют, например,
o учитывать интересы девочек и мальчиков.
• Осуществлять постоянный контроль деятельности воспитанников, направлять, поощрять, подбадривать.
Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.