Ирина Тимофеева
Консультация для воспитателей «Использование литературы для опытно-экспериментальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги!
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (далее – ФГОС ДО) (ФГОС 1.6).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.
Вам отлично знакома природа детей с их любопытством и деятельностью! помочь удовлетворить это любопытство доступно и грамотно объяснить законы природы. Для этого послужит представленная методическая литература.
К сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование недостаточно широко внедряется нами педагогами в образовательный процесс.
Причин много: отсутствие систематизированных разработок, нехватка методической литературы, недостаточные знания педагогов о природе, отсутствие специального оборудования, недостаточный выбор средств фиксации опытов (в основном – в виде рисунков).
Начну с книг:
Людмилы Вячеславовны Рыжовой. Методика детского экспериментирования. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г. Санкт-Петербуг.
В ней нашему вниманию предоставлен материал, составленный по содержанию поисково-исследовательской работы с предметами неживой природы и растениями, проводимой со старшими дошкольниками на базе нескольких садов нашей страны.
Особо здесь можно выделить опыты и эксперименты на основе сказок и рассказов. Данная методика, являясь авторской разработкой, позволяет наиболее полно представить детям изучаемое явление или объект, повышает наглядность и доступность.
Основная цель данного пособия помочь педагогам освоить методику проведения поисково-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Материал содержит также общие требования к организации опытов, конспекты занятий и сполна оценить Вы сможете, познакомившись с этой книгой самостоятельно!
Книга «Воздух вокруг нас» авторов: Натальи Рыжовой и Светланы Мусиенко поможет подготовиться к теме «Воздух».
Материалы книги охватывают практически все образовательные области, содержащиеся в Федеральных государственных требованиях к образовательным программам («Познание», «Безопасность», «Социализация» и т. д.). В книге вы найдёте также различные практические рекомендации по изготовлению оригинальных поделок из разных материалов.
Сборник материалов по итогам конкурса «Крибле! Крабле! Бумс!», проведённого журналом «Дошкольная педагогика»:
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Два выпуска.
Здесь представлено тематическое и перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада, начиная с младшей группы, до кружков и работы с детьми с нарушениями речи, зрения.
Целью служит помочь педагогам упорядочить и систематизировать знания дошкольников об окружающем мире, постичь связи между природными явлениями.
Планирование работы построено таким образом, что позволяет организовать систему познания об окружающем с постепенным усложнением в каждой последующей возрастной группе. И если в младших группах планируется процессуальное экспериментирование, то в старшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность вычленяется как особый вид.
Книга представляет ценность для нас, коллеги, в том, что мы можем разнообразить воспитательный процесс, помочь в создании собственного планирования познавательно-исследовательской деятельности и решать задачи воспитания творческой личности с активной жизненной позицией.
Рабочие тетради по опытно-экспериментальной деятельности №1 и №2 (старший дошкольный возраст) автора Салминой Е. Е. (Из опыта работы по программе «Детство»).
Работа с тетрадями должна быть основана на совместной деятельности ребёнка и взрослого.
Ценность тетрадей в том, что они служат органическим целым вышеизложенному тематическому и перспективному планированию.
Книга Ольги Витальевны Дыбиной (Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета, почетный работник высшего профессионального образования) поможет развития поисковой деятельности детей 3-7 лет.
«Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников.
Автор рекомендует решать следующие задачи:
- формирование у детей диалектического мышления (способность видеть взаимосвязи в многообразии мира);
- развивать собственный познавательный опыт через наглядность (эталоны, символы, условные заместители, модели);
- расширять перспективы развития, включая детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать в детях инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Рекомендуется работу вести по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: живая и неживая природа, человек. Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
Пособие авторов: Галины Павловны Тугушевой и Анджелы Ефимовны Чистяковой.
Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Это пособие поможет организовать детскую лабораторию, даны рекомендации по укомплектованию оборудованием и материалами. Также подставлены конспекты занятий, игр, экспериментов, наглядные материалы: рабочие листы, схемы-алгоритмы, мнемотаблицы, схемы изготовления поделок.
Е. В. Мурадова. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (эксперементирование). Изд. Детство-пресс. 2011
В книге представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также перспективное планирование работы и описание опытов.
Наталья Сергеевна. Губка Секреты волшебства (увлекательные опыты по физике). Изд…Ранок. 2011 (серия «Дошкольный практикум»)
Эта книга – для всех любопытных детей. В книгах собраны опыты и эксперименты по физике. Они зрелищны, эффектны, что смогут заинтересовать детей и взрослых. Дети откроют для себя удивительные секреты мироздания, научится управлять силами природы.
Ксения Сергеевна. Аниашвили Опыты и эксперименты. Изд. ,АСТ 2017
Данная книга поможет разобраться, раскроет законы окружающего мира. Проведя увлекательные опыты, объясним любые явления окружающего мира экспериментальным путем и сделать неожиданные открытия.
Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников.
(соответствует ФГОС 5-7 лет) Библиотека «От рождения до школы»
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.