Наталья Поднекс
Консультация для воспитателей «Классики детской литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Классики детской литературы.
Цель статьи: поближе познакомить воспитателей детсадов с жизнью и творчеством классиков детской литературы с последующим применением ими этих знаний в работе с детьми.
Литературный критик В. Белинский утверждал, что у детского писателя особая миссия: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
По его мнению детский писатель должен осознавать и учитывать двойственную природу своего труда: ведь его книги читаются не только детьми, но и взрослыми, которые во время общения с хорошей детской книгой тоже становятся детьми. Задача автора – доставить им такое удовольствие.
Исходя из фактов творческой жизни детских писателей, мы видим, что многие из них пришли в детскую литературу, когда у них появились собственные дети. (К. Чуковский, В. Лунин и др., или когда судьба свела их с детьми, расширив круг общения с ними (С. Маршак, Ю. Коваль в пору учительства и др.)
Аркадий Гайдар (1904 – 1941) прямо заявлял о своём желании писать для детей. Ещё юношей, успевший повидать жизнь (в свои 16 лет он уже был командиром, ещё не остывший от побед и поражений, Гайдар захотел рассказать мальчишкам и девчонкам «как оно всё начиналось, да как продолжалось». Это была главная причина его творчества. Его повесть «Тимур и его команда», рассказы «РВС», «Чук и Гек», «Голубая чашка» и др. очень любили советские дети, любят их дети и сейчас.
С. В. Михалков говорил: «Я действительно родился детским писателем.» У него была данная от природы способность взрослого человека, при всём богатстве его жизненного опыта, видеть, чувствовать и понимать мир, как его видит и понимает ребёнок.
Но вместе с тем С. Михалков как-то признался, что он не любит возиться с детьми, играть с ними и даже не любит читать им свои стихи, как это делал, например, К. Чуковский.
«Я их как-то стесняюсь», - говорил титулованный детский писатель. Сравнивая себя с Чуковским, он говорил, что тот, видимо, писал для детей в шутку, а он всерьёз.
Корней Чуковский «родился как писатель» для своих детей – маленького Николая («Крокодил») и внучки Мурочки, которую он сделал героиней своих стихов, а С. Михалков стал писать для других советских детей. У Чуковского ребёнок – член семьи. Отсюда преобладание в его поэзии жанра сказки, праздника, игры, смеха.
У Михалкова же ребёнок – часть народа, отсюда серьёзный разговор, строгость формы, сдержанная улыбка. Чуковский для всех – Дедушка Корней, а Михалков – Дядя Стёпа, всегда помнящий о своих служебных обязанностях.
Но оба эти автора воспринимаются читателем как любимые писатели.
Стихи С. В. Михалкова( 1913 – 2009) были любимыми многими поколениями детей: «А что у вас?», «Дядя Стёпа», «На прививку третий класс», «Круглый год», «Как бы жили мы без книг» и многие другие.
Помимо стихов Сергей Владимирович выступал в жанре баснописца: «Заяц м Черепаха», «Слон-живописец», «Нужный осёл», «Лев и Муха», «Завидное упорство», «Кукушка и Скворец», «Морской индюк» и др.
Во все времена сказка была символом добра и народной мудрости. К ней обращались многие писатели и С. Михалков в том числе. Всем известны и любимы его сказки «Жадный Вартан», «Как старик корову продавал», «Три поросёнка» и др. Многие из его сказок экстраординарны. Кроме того, Сергей Владимирович писал, сатирические комедии («Всё могут короли», очерки, фельетоны. Он был автором идеи сатирического киножурнала «Фитиль», редактором детского журнала «Весёлые картинки».
С. В. Михалков является автором текста гимна СССР (1943г.) и гимна России (2000г.)
Не все знают, что Корней Чуковский (1882 – 1969) – это псевдоним детского писателя Н. В. Корнейчука. В молодости в Санкт-Петербурге он начал издавать сатирический журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были такие известные писатели как И. Куприн, Ф. Сологуб, И. Тэффи. Чуковский был хорошо знаком с Ильёй Репиным. Он был известен как влиятельный критик.
Самым близким себе по духу писателем Корней Иванович считал А. Чехова. Впоследствии он написал автобиографическую повесть «Серебряный герб». Но кроме этого К. Чуковский занимался переводами. Он перевёл «Сказки Р. Киплинга», рассказы Г. Уэлса, «Приключения Тома Сойера и Гекельбери Финна» и «Принц и нищий» М. Твена. Причём, надо отметить, что английский язык он выучил самостоятельно по учебнику. Это несмотря на то, что его отчислили из гимназии, потому что он был из бедной семьи, а в то время вышел указ, запрещающий принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, поваров и других бедных людей из «низшего сословия».
Увлечение детской словесностью, прославившее Чуковского, началось сравнительно поздно, когда он был уже знаменитым критиком. В 1916 г. Корней Иванович составил сборник стихов для детей «Ёлка» и написал свою первую сказку «Крокодил».
С раннего детства детям знакомы и любимы его стихи «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Краденое солнце», «Телефон», «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе» и др.
В жизни К. Чуковского было ещё одно увлечение – изучение психики детей и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «От двух до пяти».
В конце жизни Корней Иванович писал: «Все другие мои сочинения до такой степени заслонены моими детскими сказками, что в представлении многих читателей я кроме «Мойдодыра» и «Мухи-Цокотухи», вообще ничего не писал».
Агния Барто (1906 – 1981) всю жизнь посвятила детской поэзии. В стихах Агнии Львовны проводили своё детство все без исключения советские дети, как и дети нынешней «новой» России. Барто – это фамилия её первого мужа, с которым они поженились очень рано и быстро расстались.
У поэтессы не было литературного образования, она была балериной, так хотел её отец. Но стихи писала с детства, и в 19 лет уже вышла её первая книжка. Своим учителем стихотворения она считает В. Маяковского. Она несколько раз встречалась с ним, но лично знакома не была. Ей нравилась его сложная рифма, в её стихах она тоже присутствует, за что она не раз подвергалась критике известных поэтов, например Чуковского, но её читателям нравились и нравятся её стихи.
Читать стихи А. Барто очень легко. Они понятны и интересны детям. Читая, например, стихотворения «Вовка – добрая душа», или про Лиду – болтунью, дети представляют себе этих ребят так живо, будто они их сверстники.
Барто писала стихи и в сатирическом жанре: «Жадный Егор», «Любочка», «Серёжа учит уроки» и др. В них автор показывает недостатки детей. Зачастую сам ребёнок не замечает их, а послушает или прочитает такие стихи и поймёт, как не надо поступать, захочет исправиться. Сатира Агнии Барто острая, но добрая. Автор знает, что у детей всё ещё впереди, и они, если захотят, то избавятся от своих недостатков.
Слушать её стихи – это как смотреться в волшебное зеркало. Сразу становятся заметны все наши слабости, которые достойны осуждения.
В каждой детской библиотеке есть книжки А. Барто: «Игрушки», «Младший брат», «Мы с Тамарой», «На заставе», «Все учатся», «Из пёстрых страниц», «Звенигород», «Медвежонок-невежа» и др.
После выхода её новых книг Агния Львовна знакомится с такими людьми как С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков. Она дружит с А. Фадеевым, Л. Кассилем, с Риной Зелёной и Ираклием Андрониковым.
Чуковский в воспоминаниях Барто – благожелательный, весёлый человек, но очень строгий критик и умный, внимательный, требовательный наставник. Он увлекает её любовью к фольклору, удерживая от лишних «украшательств», предлагает попробовать «строгую форму»-балладу. Под его влиянием она написала балладу «Лесная застава».
В 1964 г. На радиостанции «Маяк» выходит передача «Найти человека», создателем и ведущей которой была А. Л. Барто. Во время Великой Отечественной войны многие наши соотечественники потеряли своих родных. На передачу приходили мешки писем с просьбой помочь в поиске близких людей. Агния Львовна помогла воссоединиться почти тысяче семей.
Стихи А. Барто, отмеченные мягким юмором, ясностью языка завоевали большую популярность у детей и взрослых. Её книги были переведены на многие языки народов России и на иностранные языки.
С. Я. Маршак (1887 – 1964) – один из основоположников советской детской литературы. В 1920 г. Он создал один из первых в России детских театров в г. Екатеринбурге (сейчас Краснодар).
Литературную славу Маршаку принесли его стихи: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер» и многие другие, в которых скрытая дидактика воплощения в ярких образах, занимательных сюжетах и различных жанровых формах, и в то же время она сочетается с простым и доступным поэтическим языком.
Среди других произведений всем известные и любимые пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Кошкин дом».
Исходя из того, что ребёнку «нужны образы, краски и звуки» В. Белинский советовал детским писателям «одушевить весь мир и всю природу», иначе говоря, он считал, что детская литература должна быть образной.
Классическое наследие – не застывшее, а вечно развивающееся явление. Каждое новое поколение истолковывает его по-своему, опираясь на всё более возрастающие знания о прошлом и своём времени.
Использованная литература :
1. Ребёнок в детском саду №2/2011 – с. 26.
2. Дошкольное воспитание №5/2011 – с. 48.