Валентина Бондарева
Консультация для воспитателей «Театр и театрализованная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить воспитателей с различными видами театров и игровым материалом, необходимым в группе для каждого возраста.
Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает интерес к театру, литературе. Важнейшим в театрализованных играх является процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Знакомство с театрализованными играми начинается с первой младшей группы.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Малыши смотрят маленькие небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Воспитатели или старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этого различные виды театров : театр картинок (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы.
Сценарии спектаклей, способы изготовления «актеров» описаны в книге Т. Н. Караманенко. Ю. Г. Караманенко «Кукольный театр-дошкольникам».М. Просвещение 1982г.
С большим удовольствием малыши следят за движущимися на ярко освещенном экране фигурами, театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредоточиться. Способы изготовления театра теней описаны в книге Ф. М. Орловой. Е. Н. Соковниной «Нам весело» М. Просвещение 1973г.
К концу года дети первой младшей группы пытаются самостоятельно участвовать в кукольном спектакле. Эти стремления необходимо поддерживать, развивать и укреплять. Для этой цели подойдет пальчиковый театр. «Пальчиковые» куклы предоставят вам замечательную возможность поиграть вместе с ребенком, самых простых вы можете сделать сами : на бумажном или матерчатом чехольчике (по размеру пальца) нарисуйте лицо и волосы, сделайте пару кукол для себя и одну поменьше для ребенка. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослыми, он овладевает ценными навыками общения, разыгрывание различных ситуаций с куклами развивает воображение ребенка. (Виды театров для первой младшей группы см. в приложении № 1).
Во второй младшей группе происходит знакомство детей с различными видами театров. Для детей второй младшей группы - самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани,меха, кожи,поролона- они не должны быть большими
Технология и выкройки приведены в книге «Кружок изготовления игрушек- сувениров» О. Молотобаровой. М. Педагогика 1995г.
Забавных настольных актеров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на детские кегли или на пластмассовые бутылочки).
Схемы вязания и выкройки даны в книге С. Тарасенко «Забавные поделки крючком или спицами» М. Просвещение 1992г.
Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки.
Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. Варианты таких поделок описаны в статье Л. Кузнецовой «Изготовление детьми игрушек для кукольных театров». (Виды театров для второй младшей группы см. в приложении №2).
Главной целью театрализованной деятельности в саду является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
В театрализованной деятельности используют этюды, обучающие способам управления куклами различных систем.
Кроме этого, параллельно происходит обучение детей основам актерского мастерства. Для этой цели используют этюдный тренаж (см. приложение № 5,который способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Развиваются также навыки выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
Начиная со второй младшей группы, работа над кукольным спектаклем и театрализованными играми ведется параллельно
В средней группе, возможно объединить театрализованную игру с элементами кукольного театра. (Виды театров для средней группы см. в приложении №3).
В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх, поэтому роль кукольного театра уменьшается. (Игровой материал для старших и подготовительных групп см. в приложении № 4).
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, более трудными для разработки мизансценами.
Нужно стремиться к тому, чтобы театрализованные занятия сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации.
Не столь важно заучивание с детьми текста роли, отрабатывание позы, жеста, движения. Постановка нисколько не пострадает, если дети неточно произнесут реплику, менее удачно, с точки зрения взрослых, выстроят мизансцену. Главное- это понимание смысла и атмосферы театрального действа. Желательно, чтобы маленькие актеры, основываясь на хорошем знании пьесы, сами придумывали диалоги действующих лиц, самостоятельно искали выразительные особенности для своих героев, используя мимику, пластику, песенные, танцевальные и игровые импровизации.
Желательно уводить детей от театра, в котором роли ребенку диктуют, где его заставляют принимать заученные позы, зазубривать реплики.
Прекрасно, когда в театральных играх, прежде, чем выбрать роль, ребенок пробует себя во всех других, и таким образом сознательно определяет ту, которая ему ближе. По выражению психолога Л. С. Выготского, «не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Приложение 1
Игровой материал для сюжетно-театрализованной игры.
(первая младшая группа).
Тип материала Наименование
Количество
Игрушки и персонажи Куклы среднего и крупного размера
5 разных
Мягкие антропоморфные животные (крупные 30-35см) и средние(25-35см)
8 разных
Ширма- теремок, где могут «жить» мягкие игрушки, звери, и здесь же может разворачиваться игра взрослого по мотивам простых сказок.
1 штука
Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, пвх, деревянные)-(15-20 см)
15 разных
Виды театров :
1 Пальчиковый театр.
2 Театр кукол на столе (куклы из кусочков меха, кожи, поролона)
3 Теневой театр.
4 Театр петрушек (перчаточные куклы).
Приложение №2
Игровой материал для сюжетно-театрализованной игры
(вторая младшая группа).
Тип материала
Наименование Количество
Игрушки и персонажи Набор плоскостных фигурок
(среднего размера) на подставках: сказочные персонажи
2-3 разных набора
Набор наручных кукол би-ба-бо
(семья и сказочные персонажи)
2-3 разных набора
Звери и птицы (объемные и плоскостные на подставке
(10-15см)
15 разных
Мягкие антропоморфные животные
(крупные и средние)
10 разных
Куклы средние и крупные
10 разных
Набор масок сказочных животных
Плащ- накидка
2-3 разных набора
Ширма-остов домика
1 штука
Виды театров :
1. Настольный театр.
2. Кукольный вязаный театр.
3. Настольный конусный театр.
4. Театр коробочек, цилиндров разной высоты.
5. Настольный театр вязаной игрушки.
6. Настольный театр мягкой игрушки.
7. Театр кружек.
8. Театр рукавиц.
9. Пальчиковый театр
Приложение №3
Игровой материал для сюжетно- театрализованной игры.
(средняя группа).
Тип материала
Наименование Количество
Игрушки и персонажи Набор наручных кукол би-ба-бо
и сказочные персонажи
2-3разных набора
Фигурки сказочных персонажей плоскостные на подставке (мелкие)
10 разных
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние, мелкие 7-15 см
2-3 разных
Звери птицы объемные и плоскостные на подставках (мелкие)
20 разных
Мягкие животные крупные и средние
6 разных
Куклы крупные и средние
8 разных
Атрибуты для игр- белая шапочка,плащ -накидка, каска.
7 разных
Набор масок - животные,сказочные персонажи
3 разных набора
Трехстворчатая ширма-театр, 70 см
1 штука
Фигурки- человечки (объемные, мелкие)
7-10 разных
Виды театров :
1. Театр деревянных ложек
2. Театр кукол би-ба-бо
3. Театр кружек
4. Театр рукавиц
5. Пальчиковый театр
6. Театр кукол на гапите.
Приложение № 4
Игровой материал для сюжетно- театрализованной игры.
(старшая и подготовительная группы.)
Игрушки -персонажи в старшем дошкольном возрасте меняются в сторону большей реалистичности, а с другой стороны большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те и другие уменьшаются в размерах.
Тип материала
Наименование Количество
Игрушки и персонажи Наручные куклы би-ба- бо
10 разных
Набор персонажей для плоскостного театра
3-4 разных
Сказочные персонажи
3-4 разных
Фантастические персонажи 2-3 разных
Наборы масок
(сказочный, фантастический)
3-4 набора
Условные фигурки человечков (мелкие)
10 разных
Белая шапочка
2 разных
Плащ- накидка
5 разных
Фуражка- бескозырка
Каска- шлем
2-3 разных
Универсальная складная ширма
1 штука
Куклы средние
5 разных
Мягкие антропоморфные игрушки
(средние и мелкие)
8-10 разных
Приложение № 5
Этюдный тренаж.
Этюдный тренаж-это работа актера над собой. Она помогает детям развивать память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнерами.
Вторая младшая группа.
• Упражнения на внимание
• Упражнения на развитие воображения
• Этюды на выразительность жеста
• Этюды на выражение основных эмоций
• Этюды на воспроизведение отдельных черт характера.
Средняя группа.
• Упражнения на развитие памяти.
• Упражнения на развитие внимания.
• Упражнения на развитие воображения.
• Этюды на выразительность жеста.
• Этюды на выражение основных эмоций.
• Этюды на сопоставление эмоций.
Старшая и подготовительная группы.
• Упражнения на развитие внимания.
• Упражнения на развитие воображения.
• Упражнения на развитие памяти.
• Упражнения на развитие мышления.
• Этюды на выражение основных эмоций.
• Этюды на сопоставление эмоций.
• Этюды на воспроизведение отдельных черт характера.