Нигматуллина Алия
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему :
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством сюжетно-ролевых игр»
Подготовила: Нигматуллина Алия Шамилевна
Г. Октябрьский, 2021 г.
Цель: Повышать педагогическую компетентность педагогов.
«Лучший урок безопасного поведения - это пример
окружающих ребёнка взрослых»
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование основ безопасности жизнедеятельности посредством сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у воспитанников – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.. . ЖЖВоспитанник попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. ЖЖФормирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования воспитанников о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.. ЖЖРешение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.. ЖЖНа занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия.. ЖЖНаряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим воспитанников, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
ЖЖОтдельно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых играх и их влиянии на эффективность формирования у воспитанников младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.. ЖЖВ. А. Сухомлинский говорил: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Именно через игру дети познают мир, и осваиваются в нем. Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т. е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.. ЖЖПосредством сюжетно-ролевых игр можно смоделировать ситуацию, проиграв которую, он сможет научиться определенным навыкам, и в последствии применить их в жизни. Через проигрывание конкретных ситуаций, например со сказочными героями, дети учатся адекватно реагировать и действовать в той или иной обстановке. Также ролевые игры развивают ответственность, формируют навыки работы в коллективе.. . ЖЖВоспитательное значении е игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. В игре формируются все стороны ребёнка, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. ЖЖГлавная особенность сюжетно-ролевых игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.. . ЖЖКаждая сюжетно-ролевая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.. . ЖЖНапример: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» можно использовать сюжетно-ролевую игру «Улица», познавательное и воспитательное содержание игры – это формирование безопасности движения и правильности поведения у проезжей части, познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определё нных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т. д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи. ЖЖВ игре «Кошкин дом» у детей формируются умения выполнять в игре несколько взаимодействий (едем на автобусе, дарим подарки, тушим пожар, лечим пострадавших, через созданные ситуации учатся управлять своими эмоциями, умению владеть собой в критических ситуациях.. ЖЖВ игре : «Скорая помощь». Цель этой игры: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему.. .. Сюжетно-ролевые игры используются для формирования у детей определённой модели поведения, а именно:. - Предвидеть опасность; -Уметь принять меры во избежание опасности; -Уметь обращаться за помощью к другим; -Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.. .. ЖЖПринимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо стараться развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. ЖЖПодводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в детском саду направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.