Мария Андреевна Ходарева
Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика в детском саду»
▼ Скачать
Ходарева М. А.
учитель-логопед
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.
Публикация «Консультация для воспитателей „Дыхательная гимнастика в детском саду“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
- выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
- проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
- заниматься до еды;
- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
- дозировать количество и темп проведения упражнений;
- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
- вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
Предлагаю вам фрагмент занятия по развитию функции дыхания:
I. Орг. момент.
- Ребята, какой праздник мы отмечаем в конце декабря?
- Новый год!
- А вы помните, чем он пахнет?
- Елкой, мандаринами, конфетами.
II. Основная часть
1. Упражнение на развитие речевого дыхания «Запах Нового года».
- Ребята, посмотрите, что у меня есть. (На блюдечке лежат дольки мандарина.) Давайте вспомним, как они пахнут.
Дети глубоко вдыхают носом, не поднимая при этом плечи. На выдохе произносят: «ах, как пахнет!». Упражнение повторяется 3 раза.
2. Развитие глубокого вдоха и длительного плавного выдоха, его интенсивности, силы голоса и речевого дыхания
- Ой, ребята, что-то погода совсем испортилась – за окном началась самая настоящая вьюга. Давайте вместе изобразим вой ветра: «в-в-в-в-в». Ветер то усиливается, то утихает (произносят тихо, потом громко).
Упражнение повторяется 3 раза.
3. Упражнение на формирование направленной воздушной струи «Вьюга».
- Ветер дует всё сильнее. Давайте изобразим вьюгу.
Дети берут стаканы с конфетти и плавно и длительно дуют в них через трубочки. Упражнение повторяется 3 раза.
4. Физминутка (координация речи с движением)
- Давайте покажем вьюге, что мы её не боимся. Вставайте и повторяйте за мной.
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома! (Поднимают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Двигают руками из стороны в сторону)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (Руки заводят за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Двигаются по кругу)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
- Ребята, вы любите играть со снежинками? Давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой. Начинают с указательного пальца)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю. (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой. Начинают с указательного пальца)
Но где же снежинки? (Сжать кулаки)
В ладошке вода. (Разжать ладони)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (Сжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Разжать ладони)
Как видно, ладошки мои горячи (Потряхивания ладонями)
6. Игра “Чья снежинка дальше улетит?”
- Ребята, наши снежинки не растаяли. Давайте поиграем с ними.
На ладонях детей лежат снежинки из бумаги. Требуется сделать вдох и плавно, длительно дуть на снежинку.
7. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, вам понравилась игра? Что мы делаем, когда нам что-то нравится?
- Улыбаемся.
- Давайте выполним следующие упражнения:
«Улыбка» - «трубочка»
(Выполнить 3 раза).
- Что-то наши губки плохо работают! Давайте сделаем упражнение «расчёска».
Упражнение «Расческа»
- Молодцы, а теперь давайте выполним следующие упражнения:
«Холодный ветер»
«Лопатка» с чередованием «Накажем непослушный язычок»
«Лопата копает»
«Вкусное варенье»
«Лошадка цокает»;
«Дятел» (Д-д-д-д; Д-д-д-д);
«Пулемет» (д-д-д+ толчок воздуха=дрр)
Все упражнения выполняются по 3 раза.
8. Упражнение «Сдуй снежинку с кончика носа»
- Ребята, смотрите, всем на кончик упали снежинки. Давайте их сдуем.
На кончике носа у детей лежит ватка. Нужно подуть так, чтобы «снежинка улетела». Повторить 3 раза.
9. Самомассаж тела.
Чтобы не зевать от скуки, встали и потерли руки.
А потом ладошкой в лоб: хлоп-хлоп-хлоп.
Щеки заскучали тоже, мы и их похлопать можем.
Ну-ка, дружно, не зевать: раз, два, три, четыре, пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди.
Постучали тут и там, и немножко по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Хлопаем, как можно выше.
(Движения выполняются по тексту).
10. Упражнения на развитие силы выдыхаемой струи воздуха.
- Давайте поиграем в игру «Сдуй снежинку со стола». Нужно как можно сильнее подуть на снежинку, чтобы она улетела.
III. Итог занятия.
- Вот и все. Сегодня все хорошо поработали. Молодцы! Давайте сами себе похлопаем.