Ольга Рыбакова
Консультация для воспитателей «Музыкально игровые технологии и упражнения в работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Слайд 2. Современные дошкольное образование предполагает равные возможности для всех детей, в том числе, для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Музыкальное воспитание, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заражает их свои настроением. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкально игровые технологии и упражнения в работе с детьми ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Слайд 3. Существует много технологий, применяемых в работе с детьми, одна из них- игровая технология. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.
Слайд 4. Игра необходима детям не только как способ познания искусства, но и как лечебно - профилактическое средство. Игровая методика с её здоровьесберегающим эффектом полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития. Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с ОВЗ снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков. Игровые технологии способствует : движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми. Из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного. Особенность игровых технологий заключается в простоте и доступности исполнения, отсутствие механизма оценивания, возможности использования в самых разнообразных формах работы с детьми, а также развитие и развлечение.
Слайд 5. Музыка и игра – это источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством всех видов музыкальной деятельности.
Слайд 6. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Музыкальные занятия с использованием игровых технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельные музыкальные игры детей в группе.
Чтобы быстрее и успешнее прошла социализация таких детей в коллективе в своей работе мы обращаемся к технологии А. И. Бурениной «Коммуникативные танцы-игры для детей», где развивается не только музыкальный слух, пластичность, выразительность движений, ориентировка в пространстве, но и умение вступать в контакт, воспринимать партнера, ощущать свое тело и координировать собственные движения с движениями партнера или коллектива, умение раскрепощаться.
Слайд 7.(видео) Коммуникативный танец «Привет»
Слайд 8. После включения коммуникативных танцев в совместную деятельность мы заметили, дети более уверенно чувствуют себя в коллективе, учатся соотносить свои действия с действиями сверстников. Результатом таких педагогических приёмов работы с воспитанниками становится их заинтересованное, доброжелательное отношение друг к другу, их открытость и готовность к восприятию всего нового, а самое главное – улучшающееся состояние их психического, физического и эмоционального здоровья.
Слайд9. Выстраивая ход музыкальных занятий, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности : снятию внутренних зажимов, постановке дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. Начать занятия нам помогут игры- приветствия:
(Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой) : «Здравствуйте» "Здоровалка", можно начать с видео приветствия;
Слайд 10 (видео) «Здравствуйте», муз. и сл. М. Картушиной
Здравствуйте, телята! Дети: МУ-му-му!
Здравствуйте, козлята! Дети: Ме-ме-ме!
Здравствуйте, ягнята! Дети: Бе-бе-бе!
Здравствуйте, цыплята! Дети: Пи-пи-пи!
Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте!
Слайд 11. Элементарное музицирование - это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. Одной из современных технологий в системе коррекционной помощи детям с ВОЗ безусловно, является важнейший педагогический принцип Карла Орфа («Шульверк») – импровизационно-творческая игра в самых разнообразных формах, сочетающих музыку, речь и движение.
Слайд 12. Важнейший атрибут игроритмики - детские музыкальные инструменты и шумовой оркестр. Использование в занятиях металлофона, ложек, трещоток, треугольников позволяет учиться не только слушать музыку, но и почувствовать себя внутри нее, помогая создавать композицию. Музицирование - одно из самых доступных форм ознакомления с миром музыки.
Слайд 13. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
(Технология формирования двигательных умений А. И. Бурениной)
Музыкальная игроритмика – это технология, обучающая ребенка гармонично сочетать движения и координацию с музыкой, ощущать различия длительностей и ритма Перед выполнением движений следует приучать детей правильно занимать исходное положение, а во время исполнения упражнений соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Упражнения должны выполняться без всякого напряжения свободно естественно, с соблюдением педагогических принципов. Музыкальные упражнения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться в пространстве.
Слайд 14. (видео) музыкально ритмическая игра «Нон стоп»
Слайд15. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма
ПЕВЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Слайд16. Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Дети поют с удовольствием, целиком отдаваясь этому занятию. Наиболее доступными являются так называемые певческие упражнения. Это небольшие песенки с простым, интересным текстом, который понятен детям.
Музыкально-игровые упражнения предлагают М. Ю. Картушина, О. Н. Арсеневская, Е. А. Судакова. Певческие упражнения также имеют большой потенциал в оздоровлении детей, так как они позволяют видоизменить темпоритм дыхания и нормализовать этим все обменные процессы организма. Певческих упражнений достаточно много и каждое имеет какую-то основную узкую задачу: развитие дыхания, дикции, диапазона и т. д., но решаются они все в комплексе.
Слайд 17. 1. Упражнения на выработку певческой установки.
Певческая установка – положение тела, постановка корпуса, правильная осанка. Чтобы напомнить детям о правильном положении корпуса, можно использовать игровое упражнение «Сидит дед» (Муз. М. Картушиной, сл. народные) Сидит дед. Ему сто лет. (2 раза). А мы детки маленькие, У нас спинки пряменькие. (2 раза)
Слайд 18. 2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Пение- это есть один из способов развития дыхания. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Вот несколько примеров.
Упражнение на развитие дыхания «33 Егорки». Цель – распределить один выдох на всю длину фразы, (как можно большее количество Егорок). Исполняется без музыкального сопровождения на двух звуках в пределах секунды.
Как у леса на пригорке жили 33 Егорки. Поглубже носиком вдохнем и Егорок считать начнем: 1 Егорка, 2 Егорки, 3 Егорки…
Слайд 19 3. Упражнения на дикцию.
Дикция – разборчивость произнесения текста. Дети с ОВЗ имеют проблемы с произношением. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений.
в распевке "Колобок", казалось бы, в такой простой строчке, да ещё пропетой в быстром темпе, " по дорожке я скаЧу, и каЧу, куда хоЧу", явно угадывается скороговорка, которую мы проговариваем сначала медленно и чётко, утрируя звуки, потом сдвигая темп, поём, добиваясь чёткой дикции и, при этом, лёгкости пения! Очень помогают ребятам в освоении этой строчки жесты: мы показываем только руками:
- скок-скок (скачу)
- плавные жесты (качу)
- куда хочу (развести ручки)
Распевание должно быть интересным только тогда будет привлекать обучение.
Слайд20. Пальчиковые игры
3.1. Пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики. Такие игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно-ассоциативное мышление.
Пальчиковые игры основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют эмоциональному благополучию.
Слайд 21. Видео пальчиковая игра «Дом»
Слайд 22. Логопедические распевки основаны на чистоговорках и попевках, направленных на овладение различными звуками.
Чистоговорка «Шипящие звуки»
Слайд 23. Видео «Фрукты»
Слад24. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Машина. Руку поставить перед собой на уровне пояса, ладонью вниз. На любой гласный звук вести руку ровно – «машина едет по ровной дороге», добавить небольшие голосовые колебания в пределах интервала секунда вверх-вниз – «машина едет по неровной дороге, по кочкам».
Слайд 25. Основные приемы фонопедического метода:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Игровые упражнения на развитие силы и тембра звука
В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.
Слайд 26. Видео» Самолет»
Слайд 27 3. Осознание озвученности вдоха и выдоха.
Слайд 28 4. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т. д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.
Слайд29. Видео игра «Лошадка»
ИГРОВОЙ МАССАЖ.
Слайд 30. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на вест организм в целом.
Игромассаж, является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. А также способствует развитию слухового внимания и речи.
Слайд31. При проведении массажа самими детьми, они выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику
. • грецкий орех,
• шарик или массажный мячик,
• эспандер кистевой,
• 6 -гранный ребристый карандаш,
• счетные палочки,
• резиновые игрушки разной плотности,
• прищепки,
• крупа (рис, пшено, гречку) и песок,
• бигуди,
• массажеры Су – Джок и т. д. Сегодня и мы сделаем своим пальчикам и ладоням массаж и разучим веселые стишки.
Массаж ладоней шестигранным карандашом.
Карандаш я покачу вправо-влево, как хочу.
Заведи мотор скорей, и ладошки разогрей,
Разгоняйся все быстрей, сил, дружок мой, не жалей.
Скорость после замедляем, вот мы к дому подъезжаем.
Слайд 32. РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Овладевать всеми выразительными средствами музыки позволяют детям речевые игры. В речевых играх Т. Боровик, Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло, дуэтом. Использование речевых игр эффективно влияет на укрепление эмоционального здоровья детей.
Слайд 33. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей с ОВЗ чувства ритма и интонационного слуха. Первым инструментом для детей конечно же является, как известно его собственное тело. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших детей с ОВЗ. Это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхности:
хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
притопы (всей стопой, пяткой, носком);
щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам
Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.
Слайд34. Видео Лесенка. Музыка Е. Тиличеевой.
Вот иду я вверх (Пальчики «шагают» по коленям, шлепок)
Вот иду я вниз. Притопы ногами, хлопок Лепёшки.
Слайд 35. Орф-технология в работе помогает :
- установить контакт;
- повышает самооценку ребенка;
- развивает эмпатию;
- формирует ценные практические навыки: пения, слушания музыки;
- помогает занять ребё нка увлекательным делом: пением, танцами, музыкальными играми;
- оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений; - содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей детей;
- позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка.
Слайд 36. МДИ.
Особое место в работе отводится музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий. Работа с дошкольниками с пониженным интеллектом имеет свои особенности, обусловленные характером имеющихся у детей нарушений. Занятия с использованием психогимнастики, логоритмики и музыкально-дидактических игр дают свои результаты.
Слайд 37.«Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
Слайд 38. Использование ИКТ позволяет ярко и понятно донести до детей информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ.
Слайд39. Музыкотерапия все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой.
Слайд 40. В процессе психогимнастики дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Слайд 41. Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий на музыкальных занятиях положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов и оздоровлению ребенка, наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Внимательный преподаватель, анализируя манеру общения ребенка и обучая его при помощи игровых технологий, способен предвидеть даже профессиональную ориентацию личности и в состоянии дать рекомендации родителям присмотреться к ярко выраженным талантам малыша, а также к возможным проблемам в общении или самовыражении, ненавязчивую коррекцию которых следует продолжить в домашней обстановке. Использование музыкально – игровых технологий поможет музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести занятие.
Слайд42. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, где воспитатели – главные помощники музыкального руководителя. Проанализировав изученную литературу по данной теме, мной была создана картотека музыкально-дидактических игр для всех возрастных групп. За основу картотеки взяты музыкально-дидактические игры, где подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному. Мое устойчивое желание отыскать рецепт, встретилось с уникальной способностью игры увлекать, заманивать в свой мир любого.
Слайд 43. Спасибо за внимание!
Литература:
Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. — СПб. : Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, - М. : ТЦ Сфера, 2009.
Арсеневская О. Н. " Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения. " - Издательство:Учитель, 2012.
Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. ;
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников;
Н. А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
Выготский Л. С. Педагогическая психология.
И. Бодраченко «Музыкальные игры в д/с для детей 5-6 лет»
Бекина, С. И. «Музыка и движение» (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов. / С. И. Бекина. - Москва: Просвещение, 1983.-С. 207.
Буренина, А. И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). / А. И. Буренина. -Санкт- Петербург: ЛОИРО,2000.-С. 220. Годик, М. А., Барамидзе, А. М., Киселева, Т. Г. «Стретчинг» М. А. Годик, А,М. Барамидзе, Т. Г. Киселева. - Москва: Советский спорт, 1991.- С. 93.
Картушина, М. Ю. «Логоритмика для малышей» (Сценарии занятий для детей 3-4 лет). / М. Ю. Картушина. - Москва: ТЦ Сфера, 2004.- С. 142.
Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.- 176с.
Овчинникова Т. С. «Логопедические распевки». - СПб. : Каро,2006.
Интернет-ресурсы:
maam.ru ;
ped-kopilka.ru;
doshvozrast.ru›metodich;
kopilkaurokov.ru