Ирина Есенкова
Консультация для воспитателей «Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи дошкольников»
«Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи дошкольников»
Музыкальное искусство на занятиях по развитию речи дошкольников - для чего и зачем это нужно? Давайте попытаемся разобраться в этом вместе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыкальная помощь на занятиях по развитию речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало - звук.
И музыкальное произведение, и человеческая речь - это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Следует обратить внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код - азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры.
Произведения литературного искусства становятся содержанием музыки, а музыка становится содержанием речи, общения.
Музыка и музыкально-художественная деятельность - это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Поэтому очень важно использовать эту привязанность детей к музыке, чтобы повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребёнка.
Музыка - самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребёнка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
При характеристике музыкального произведения, например, пьесы Л. Бетховена «Весело-грустно», ребёнок может назвать не только прилагательные весёлая и грустная музыка, но такие слова как, печальная, жалостливая, тоскливая, радостная, солнечная, светлая и т. д.
Музыка в руках компетентного, вдумчивого и творческого педагога может стать содержанием беседы о внутреннем состоянии ребёнка и взрослого, о настроении человека, его эмоциональных переживаниях.
Например, ребёнок приходит в детский сад с неважным настроением, разговаривать не хочет. Воспитатель предлагает ему послушать музыку, которая соответствует его состоянию. Совместное слушание музыки и сопоставление её с собственным настроением содействуют улучшению эмоционального самочувствия ребёнка, развитию диалогической речи, обогащению словарного запаса, привычки разговаривать о своих чувствах.
Содержание музыкального произведения - это огромное поле деятельности, побуждающее ребёнка к речевому развитию.
Существует интересный пример, как дети реагируют на произведение Н. А. Римского-Косакова из оперы «Садко».
По мотивам программного произведения «Полет шмеля» дети старшего дошкольного возраста самостоятельно сочиняют сюжетные рассказы, естественным образом сохраняя структуру повествования (от экспозиции до развязки). Например, после того, как музыка закончилась, дети рассказывают историю шмеля: «Шмель красивый, большой, у него пушистая мохнатая спинка, полосочки жёлтые и коричневые. Он торопится. он собирает себе в дорогу цветочный нектар. Шмель как будто чего-то боится. его хочет съесть птица. Но у него есть друзья, к которым он летал в гости. Шмель был у филина, белочки и зайчика. Во время опасности он вернулся к друзьям. Белочка спрятала его в дупле, а птица улетела. Шмель поблагодарил своего друга и заторопился домой с нектаром. Дома его ждут жена и дети, маленькие шмели. А своих друзей он пригласил в гости на нектар».
Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействуют становлению звуковой культуры речи.
Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребёнка со средствами интонационной выразительности в речи - темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи.
Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия музыки детьми, чётко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи, помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества.
Образность мышления ребёнка влечёт за собой игру, активизируя все познавательные процессы.
Настроения и чувства в музыке, сказочные персонажи, обыденные и повседневные моменты жизни, а особенно «волшебные предметы», картинки природы - это самые интересные темы, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребёнка. Воспитателю очень важно уметь интересно, с пользой и эффективно использовать музыкальные произведения на занятиях по развитию речи.
Существуют определённые критерии и правила выбора музыкального материала :
Эмоциональная чёткость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребёнка, вызывающая у него интерес;
Богатые, разнообразные средства музыкальной выразительности для передачи музыкального образа : мелодия, темп, ритм, мажорный или минорный лад, форма изложения музыкального произведения;
Знание ребёнком музыкальных инструментов, его способность определить и выделить главный, солирующий, например, фортепиано или скрипка, труба или флейта, которые подчёркивают выразительность мелодии;
Небольшая длительность звучания музыкального произведения в соответствии с возрастом, с целью многократного прослушивания.
Художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем или симфоническим оркестром, оркестром народных инструментов;
Качество записи музыкального произведения;
Важным условием становится подготовленность ребёнка к восприятию конкретного музыкального образа, настрой на слушание, знакомство с программным содержанием, эмоциональная отзывчивость на музыку.
После первого прослушивания важно выдержать паузу, а последующие слушания сопровождать анализом музыки, разбором детских впечатлений, используемых средств музыкальной выразительности.
Важно закрепить представления о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребёнка, чтобы ребёнок запомнил произведение, был готов рассуждать о нём, оценивать, а самое главное, желал послушать его.
Для закрепления результатов восприятия музыки, развития речевой активности целесообразно объединять виды деятельности, например, речь и движение (танцевальные этюды, зарисовки, речь и рисунок.
Использование музыки, её восприятия с речевым развитием детей должно быть отлажено и проходить в системе, в течение всего учебного года.
Особый смысл приобретают и тематические беседы о музыке, например о музыкальных жанрах (песня, танец, марш, о видах оркестров, о музыкальных инструментах, о средствах музыкальной выразительности.
Беседа с ребёнком способствует развитию связной, грамматически правильной речи, расширяет и активизирует словарь, учит вести диалог со взрослым и со сверстниками.
Таким образом, музыка, её восприятие ребёнком является неотъемлемой частью в развитии речи детей.