Вера Сергеевна Морозова
Консультация для воспитателей «Моделирование в обучении рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, и они могут повторять их неоднократно («А у волка были большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последо-вательно излагать основные действия и события.
Публикация «Консультация для воспитателей „Моделирование в обучении рассказыванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Мы уже говорили, что важным средством познания является наглядное моделирование, т. е. использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому и для выявления структуры сказки можно использовать различные наглядные модели. Уже с трех лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволяет как бы немного «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогают установить смысловые связи между ними. Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям, рассмотрел иллюстрации. Только после этого с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, вы-разительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она может выглядеть как постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Например, чтобы разыграть сказку «Репка», понадобятся вырезанные из бумаги желтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Взрослый об-суждает с ребенком, кого из героев произведения будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, ребенок раскладывает заместители в нужном порядке.
Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки. Интересно, что если до проведения таких занятий большинство детей на вопрос: «Кого надо пригласить, если мышка не поможет вытянуть репку?» - отвечали: «Медведя, он сильный», то после моделирования большинство детей стали отвечать, что надо пригласить муху или комара, да т. е. дети начали действовать в логике сказки.
С трехлетними детьми можно также использовать двигательное моделирование. Например, вы можете разыграть с ребенком сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого потребуются круги одинакового размера, но разных цветов: белый (заяц, оранжевый (лиса, серый (собака, коричневый (медведь, красный (петух). В этом случае взрослый рассказы-вает сказку, а ребенок выполняет все нужные действия (ушел, пришел и т. д.). На столике, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги: домики лисы и зайца, елочки.
В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования : двигательное и сериационный ряд. Например, для разыгрывания сказки Л. Н. Толстого: «Три медведя» детям даются три круга: большой, средний и маленький. Они вспоминают сказку и решают, какому медведю какой круг подходит. Затем взрослый рассказывает сказку, а ребенок показывает на соответствующий круг и выполняет с ним простые действия.
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребенок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение ве-личин героев (например, в сказке «Теремок», тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - темными (например, Баба Яга или злой волк могут обозначаться черным кругом, а добрый молодец - белым).
Дошкольнику нужно помочь не просто играть с предметами - заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.
Задания можно усложнить, предлагая детям не только распределить между персонажами сказки нужные круги или полоски, но и выбрать из них те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребенок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели.
Если дети легко выполняют задание, предложите им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.
Ребята постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Например, после разыгрывания сказки «Смоляной бычок» убирается весь материал, остаются только два круга (бычок и медведь). Взрослый просит ребенка рассказать, что происходит в данный момент, и помогает ему как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают сказку полностью. Можно разыграть и рассказать такие сказки, как «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Красная шапочка» и т. д. В пять - шесть лет переходим к новому виду моделирования - использованию временно-пространственных моделей (блоки - рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки.
Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В ка-честве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок, цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, ребята пытаются пересказать сказку.
Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок и историй. Обычно это происходит к шести-семи годам. Начинать лучше с небольших историй. Вы можете сочинить их сами или использовать короткие рассказы, например В. Сутеева. В этом случае вы читаете сказку или историю и просите ребенка составить «подсказку» к ней. Он же самостоятельно продумывает заместители для персонажей сказки, мысленно делит ее на отдельные наиболее существенные эпизоды и рисует модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами. Задача взрослого - помочь ребенку проанализировать составленную модель : оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения.
Для начала можно, например, предложить детям составить «подсказку» к такой истории: «Жила-была девочка. Звали ее Таня. Однажды осенью выдался солнечный, ясный день. Тане очень захотелось пойти погулять в лес. Надела она свое любимое синее пальто, голубой беретик, взяла корзиночку и пошла. Шла она, шла, вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрела, а там медвежонок в яму провалился. Помогла Таня ему выбраться, и медвежонок позвал ее в гости. Побывала Таня в гостях в лесной избушке, а потом они вместе с медвежонком играли, бегали, веселились. А когда Тане пришла пора домой возвращаться, медвежонок подарил ей грибок, да не простой, а волшебный. Стоило Тане в руки его взять и шляпку повернуть, как тут же перед ней появлялся ее друг медвежонок. Таня домой пришла, грибок на самое видное место положила и с тех пор часто виделась со своим новым другом».
Итак, моделирование, с одной стороны, помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, а с другой - развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста ребенок начинает самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и
полным.