Ирина Сычева
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в обучении слабослышащих детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Частичное или полное нарушение слуха у детей, наступившее в раннем возрасте или врожденное, вызывает значительные изменения в их психологическом развитии, оно влечет за собой отсутствие или недоразвитие речи, а это, в свою очередь – отставание в развитии мышления. Мышление глухих и слабослышащих детей необходимо формировать поэтапно, развивая при этом слуховые возможности, произносительные навыки и формируя устную речь. Главное – как можно раньше начать реабилитацию слуха, коррекцию произношения и формирование речи. Значительное место в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха занимают дидактические игры.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
Для успешного обучения и воспитания неслышащих детей необходимо на первых же этапах работы пробудить интерес к учебному процессу, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать деятельность. Это требует использования разнообразных методов и приемов преподавания, красочных наглядных пособий и другого материала. Ушинский советовал включать элементы занимательности и игры в серьезный учебный процесс. Все это будет способствовать более четкой организации занятий и продуктивности работы дошкольников.
Наблюдения показывают, что дети с нарушениями слуха используют дидактический материал и учебные пособия в качестве игрушек, не понимая их назначения. Потребность и желание играть у неслышащих детей необходимо использовать и направлять для решения определенных задач.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в форме, наиболее доступной для данной категории детей. Обучение детей играть, и, играя, считать, решать задачи, строить, конструировать, обеспечивает воспитание тех качеств, которые нужны ребенку для получения необходимых знаний. Вначале ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно в ней участвовать. Вслед за этим у него появляется интерес к занятиям.
В играх формируются качества личности ребенка. Он учится учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, сравнивать, формируются правила поведения в коллективе. У ребенка воспитывается воля, характер.
Обучение в спецучреждениях должно быть построено на использовании яркого иллюстрированного материала с эмоциональной окраской. Крайне неустойчивое внимание нужно концентрировать, а игра для этого – очень хорошее средство. Особое место в играх отводится повторению, так как неслышащие дети плохо запоминают и быстро забывают материал.
Исследования показали, что на ранних этапах обучения в дидактических играх детей прежде всего увлекает само действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью и разнообразием. С большим интересом дети принимают игры на внесение элементов воображаемой ситуации: «Магазин», «В гостях» и т. п. Дети проявляют интерес к играм, содержащим элементы неожиданности, или, наоборот, ожидания: «Что изменилось?», «Чего нет?», «Который по счету?» и т. п. Детей 3 и 4-го годов обучения продолжают интересовать те игры, в которые они играли ранее, только с более сложной задачей.
При планировании занятий нужно помнить, что целью заданий, составляющих содержание игры, должно быть обучение, чтобы они были посильны всем детям и служили максимальной активизации их мыслительной деятельности. Зная, что у детей с нарушениями слуха трудно длительное время поддержать интерес к одному виду деятельности, необходимо использовать различные варианты игр. В целях воспитательного значения лучше подбирать игры, служащие воспитанию выдержки, терпения, самодисциплины. Наиболее ценны игры, которые требуют от детей проявления самостоятельности. А так как дети чаще всего не уверены в своих знаниях и силах, они нуждаются в постоянной помощи или одобрении того, что делают.
Если учесть, что игры не только обучают, но еще и воспитывают, то можно с уверенностью сказать об игре как о важнейшем методическом приеме в обучении и воспитании неслышащих детей.
Коллеги, я хочу Вам пожелать: «Следуйте советам ученых, учите детей, играя».