Татьяна Сидорова
Консультация «Наглядное моделирование в работе с детьми с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад №347 посещают дети, страдающие ЗПР и тяжелыми нарушениями речи. Так же у детей отмечаются нарушения формирования ВПФ, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
1. Ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
2. Нарушения внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
3. Отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Публикация «Консультация „Наглядное моделирование в работе с детьми с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
4. Связные высказывания короткие, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А. ,Дьяченко О. М.) Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Леон Лоренсо С)
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, схематических рисунков, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
Работая по выбранной теме, мы руководствовались следующей идеей: способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание- мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.
Актуальность выбранной темы мы видим в следующем:
- наглядное моделирование облегчает детям с ЗПР овладение связной речью, так как использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает
запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения;
Цель проекта: развивать речемыслительную деятельность детей с использованием наглядного моделирования
Задачи проекта:
Социализация
- учить детей обращаться к педагогу за помощью;
- снять речевой негативизм, воспитывать потребность в речевом общении для лучшей адаптации;
Познание
- закреплять знания детей о ягодах;
-уточнять и обогащать словарь прилагательных, закреплять навык использования прилагательных, обозначающих различные признаки ягод,
Ягода (какая) красная, сладкая, круглая, лесная…
-учить правильно, согласовывать существительные и числительные, согласование в роде, числе и падеже,
- учить составлять описательные рассказы с опорой на схему;
- учить заучивать стихи, загадки с помощью мнемотаблицы;
- развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
Коммуникация
-обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
- учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
Тип педагогического проекта:
Практико-ориентированный (совместная деятельность с детьми)
Конечный продукт: конспект
Проектирование:
1. Формы работы :
- подбор литературы;
- написание конспекта занятия;
- рассматривание альбома с иллюстрациями ягод;
- подбор слайдов для рассматривания лесных и садовых ягод;
- подбор стихов, загадок
2. Среда: оформление помещений для реализации проекта
3. Методы и приемы:
- наглядные (рассматривание иллюстраций, пиктограмм, схем описания ягод (форма, цвет, запах, вкус)
- словесные
- практические (аппликация на тему Ягоды)
Вид проекта по сроку: краткосрочный, месячный
Этапы создания педагогического проекта:
1. Формулировка актуальной проблемы;
2. Формулировка цели проекта:
3. Задачи проекта (индивидуальные, групповые, междисциплинарные);
4. Проектирование (действий, среды, форм работы и т. д.);
5. Этапы и сроки реализации проекта (подготовительный, основной, обучающий, закрепляющий/ обобщающий, аналитический)
6. Мониторинг достижений;
7. Презентация конечного продукта;
8. Портфолио (рабочие материалы проекта);
Планируемые результаты:
Научить правильно воспроизводить материал, научить самостоятельно расшифровывать символы.
Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем, обогатить словарный запас, развить связную речь, учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения.
Этапы реализации педагогического проекта
Этап реализации
проекта Срок реализации Деятельность дефектолога Деятельность детей и воспитателей
1 этап подготовительный
2 этап основной
3 этап обобщающий
4 этап аналитический
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя Определять и называть ягоды и их характерные признаки (цвет, форма) с опорой на условные обозначения; сравнение ягод по цвету, форме и месту, где они растут. Рассматривание таблиц. Чтение текста
Составление рассказа – описания про ягоды по последовательному картинному плану
Пересказ текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке
Рассказывание стихов с помощью мнемотаблиц
«Читать» и отгадывать загадки о ягодах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям
Проведение итогового занятия
Проведение анализа дефектологом Рассматривание иллюстраций ягод, беседа, подбор загадок, стихов, заучивание наизусть стихов, загадок
аппликация
При оценке выполнения задания учитываются следующие критерии:
- правильность выполнения задания;
- способ выполнения задания;
Каждое задание оценивается следующим образом:
3 балла – самостоятельно и правильно выполняют задания
2 балла - правильно выполняют задания с помощью педагога
1 балл – частично выполняют задания
0 баллов – неправильно выполняют задания