Королёва Ольга Александровна
Консультация для воспитателей «Моделирование как средство формирования связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
По результатам исследований и анализу, проводимых в нашем детском саду, можно сделать вывод о том, что уровень детей с правильной речью год от года снижается.
Для того, чтобы улучшить речь наших детей необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи и прежде всего это наглядность.
Рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектах, рассказывать о них.
Публикация «Консультация для воспитателей „Моделирование как средство формирования связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
На занятиях по развитию речи можно использовать схемы- подсказки (модели, что способствует развитию речевой и зрительной памяти, логического мышления и воображения.
Так воспитатели младших и средних групп могут использовать схематические модели при заучивании потешек и стихотворений.
Дети старшей и подготовительной группы могут уже сами придумать и нарисовать модели. Важно, чтобы все элементы на схеме были расположены в нужной последовательности.
Практическое задание.
Попробуйте сами придумать и нарисовать модели к детской известной потешке «Кисонька - мурысенька».
Для среднего дошкольного возраста можно использовать модели для составления рассказа из 4-5 предложений.
Практическое задание.
Сейчас я вам выставлю модели с изображением сюжетных картинок, а вы попробуйте придумать по 1 предложению по каждой из них. «Дети нашли ежа».
Эти модели можно использовать не только для составления рассказа, но и для пересказа текста.
Для старшего возраста можно порекомендовать использовать схематические модели для обучения пересказу близко к тексту, выдерживать последовательность и логическую завершенность рассказа.
Например. Сказка Сутеева «Три котёнка».
Работа проводится поэтапно:
1 этап: чтение сказки с демонстрацией карточек- моделей на мольберте.
2 этап: беседа по содержанию сказки. Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают.
Вопросы могут быть такими:
- Сколько было котят?
- Какого они были цвета?
- Почему они стали белыми?
- Почему потом они стали чёрными?
- Какими котята вылезли из воды?
- Почему они опять стали разного цвета?
Дети отвечают на вопросы. Педагог незаметно убирает с мольберта карточки с изображением мышки, лягушки и рыбки.
3 этап:
- Куда-то пропали карточки? (Воспитатель обращается к детям) Помогите, пожалуйста, вспомнить, что случилось с котятами.
Дети восстанавливают последовательность сказки по оставшимся карточкам. Закрепляется употребление глаголов:
- Мышка что сделала? убежала.
- Лягушка что сделала? ускакала.
- Рыбка что сделала? уплыла.
4 этап:
Воспитатель читает сказку ещё раз и просит детей вспомнить сказку как можно подробнее.
Для подготовительной к школе группы можно использовать модели для пересказа сказки «Лиса и журавль».
Здесь дети уже сами могут нарисовать модели, разложить их в определённой последовательности, пересказывать близко к тексту.
В своей работе я часто сталкиваюсь с такой проблемой, как составление детьми предложений. Чаще всего предложения неправильно грамматически оформлены (предложения нераспространённые, неправильное использование предлогов).
Поэтому для развития навыков правильного построения предложения можно также использовать схемы- модели.
В данной работе по уровню сложности можно выделить 4 этапа.
Цель 1 этапа: научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели и по предметным картинкам простое двусоставное предложение.
Кружок - на карточке - это существительное единственного или множественного числа в именительном падеже, а прямоугольник – это глагол в 3-ем лице ед. или мн. числа настоящего времени.
Основное внимание на первом этапе уделяется словам – действиям. Привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего и сказуемого в предложении.
Сначала ребёнка учат отвечать на вопросы (это кто) или (это что, затем (что делает, что делают, затем – составлять самостоятельно, с опорой на предложенную графическую схему и предметные картинки, простые нераспространённые предложения из двух слов.
Например: (это что) – машина. Машина что делает?- едет.
Это задание ребёнок выполняет сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Дальше ребёнок проговаривает полностью составленное предложение и делает простейший анализ (сколько слов в предложении, какое слово первое, второе)
Цель второго этапа: научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по схеме – модели № 2 и предметным картинкам (существительное + глагол + существительное)
Вместо первого кружка слева в схему предложения ребёнку предлагается подставить картинку, про которую можно спросить (кто это) – девочка, мама и т. д., а вместо второго кружка – печенье, яблоко и т. д. Что кушает девочка? Девочка кушает печенье (яблоко и т. д.) Проводится анализ предложения. После этого ребёнок составляет предложение с другими картинками самостоятельно. Затем можно спросить ребё нка: «Что девочка кушала?» Девочка кушала печенье, яблоко, суп. Таким образом ребёнка учат согласовывать существительное с глаголом 3-его лица прошедшего времени.
Можно провести работу с деформированным предложением. Воспитатель предлагает прослушать предложение и исправить ошибку: «Печенье кушает девочку».
Цель третьего этапа: научить ребёнка составлять предложения из 4-х слов без предлогов по схеме – модели №3.
Существительное + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова.
Например: Папа несёт мешок яблок.
Мама читает книгу дочке.
Делается анализ предложения. Можно также предложить деформированное предложение :
Мама читает дочку книге.
Ещё можно использовать такую конструкцию :
Девочка гладит платье утюгом.
Мальчик режет хлеб ножом. (дополнение в творительном падеже).
Таким же образом проводится занятие на составление предложений данной конструкции с именами существительными и глаголами в форме множественного числа.
Цель четвё ртого этапа:
Научить ребёнка составлять предложения с предлогами (квадрат – это предлог).
Например: Ворона села на дерево.
Ворона слетела с дерева.
Машина проехала по мосту.
Также продолжается работа с деформированными предложениями.
В результате такой поэтапной работы дети начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений как без предлогов, так и с различными простыми предлогами. То есть, овладевают основами связной речи.
Для составления описательных рассказов, необходимо у детей развивать умения для построения описательного текста, а именно:
1) умение вычленять и называть признаки объекта описания;
2) умение перечислять признаки в определённой последовательности;
3) умение связывать слова, фразы в целостный текст.
По мнению психологов, педагогов и логопедов использование предметно – схематических моделей облегчает процесс освоения связной речи. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно применяются на практике.
Вам, наверно, всем знакомы схемы описательных рассказов
Т. А. Ткаченко, но в них есть ряд недочё тов:
Во – первых, это готовые модели и перестраивать или замещать их нельзя.
Во – вторых, они сложны для детей младшего возраста.
В нашей работе по составлению описательных рассказов можно использовать модель, предложенную Натальей Николаевной Малетиной. Для примера опишем яблоко.
Практическая часть:
- Что нам помогает увидеть яблоко – его цвет, форму, величину?
(глаза). Помещаем на табло карточку с изображением глаза). Мы
посмотрели на яблоко и увидели что оно … красного цвета.
- Что ещё мы узнаем о яблоке, если внимательно на него посмотрим? (по форме оно круглое).
-Оно большое или маленькое? (большое)
Мы увидели глазами, что яблоко красное, круглое, большое. Детям необходимо говорить: Повторите, что мы увидели? Фразу «Яблоко красное, круглое, большое» дети должны повторить несколько раз.
Затем детям можно предложить закрыть глаза и понюхать яблоко.
- Что нам помогает определить запах яблока? Конечно нос.
- Что можно сказать про яблоко? Какое оно? Душистое, ароматное. Дети должны повторить эту фразу: Яблоко душистое, яблоко ароматное,
- Подумайте, каким символом можно обозначить этот признак? (флакон духов).
- Погладим яблоко рукой. Что мы узнаем о яблоке? Какое оно?
(гладкое)
- Мягкое оно или твёрдое? (твёрдое)
С помощью чего мы узнали, что яблоко гладкое и твёрдое?
(с помощью руки)
- Что мы должны сделать, чтобы узнать, какое яблоко на вкус?
Правильно надкусить его, попробовать.
Выставляется картинка с изображением рта. Если яблоко кислое то…лимон
если сладкое, то… конфета
Что ещё мы узнали о яблоке, когда попробовали? то, что оно сочное. Обозначим это символом.
- К какой группе предметов можно отнести яблоко? (показать знак вопроса) к фруктам.
- Какой карточкой обозначим это? – деревом, так как фрукты растут на деревьях.
После рассматривания предмета детям можно предложить рассказать о нём, опираясь на образец, данный воспитателем. Модель используется как наглядный план рассказа.
При описании других объектов (игрушки, одежды, посуды, животных) можно использовать модели, рекомендуемые Т, А. Ткаченко. Их модифицировали таким образом, чтобы они отражали параллельную (лучевую) связь предложений в рассказе.
Если при описании яблока модели иллюстрировали конкретные признаки, то в новой модели (№2) признаки обозначаются обобщённо.
Ребёнок, ориентируясь на обобщённые символы цвета, величины, материала должен самостоятельно определять признаки описываемого объекта и перечислить их в своём рассказе.
Ещё одна проблема при составлении описательного рассказа – это отсутствие межфразовой связи. Для совершенствования связности описаний необходима специальная работа.
Например: рассмотрим два рассказа с использованием одной и той же модели. Один связный рассказ, а другой деформированный.
1). Это груша. Груша жёлтая, с тёмными крапинками. Груша большая и на ощупь мягкая. Груша очень сочная и сладкая. Груша относится к фруктам.
2). Груша… жёлтый цвет. Есть крапинки. Ещё большая…
мягкая. Много сока. Сладкая груша. Фрукты.
Дальше обсуждается с детьми вопрос: Какой рассказ лучше? Почему?
Детей приводят к выводу: в первом рассказе все предложения связаны друг с другом, они «дружат». Такой рассказ лучше понять.
Дети должны повторить правильный образец. Постепенно в речь детей вместо существительных нужно вводить местоимения и синонимы (фрукт)
Минус этой схемы в том, что она не способствует формированию у детей творческих рассказов.
Ещё модели можно использовать при рассматривании картин и
составлении рассказов по картинам. Это подходит для детей старшего и подготовительного возраста.
Например: при рассмотрении пейзажа, можно использовать схемы, значки- символы, модели, карточки, разработанные С. Ивченко.
Используемая литература:
1. Журналы «Дошкольное воспитание» № 10/ 1991., № 4 / 1999.,
№ 6/ 2004., № 2/ 2005.
2. Журнал «Ребёнок в детском саду» № 5/ 2002.