Наталья Шкоркина
Консультация для воспитателей. Мнемотехника в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Речь у детей дошкольного возраста:
- односложная, состоит лишь из простых предложений,
-не умеют правильно построить предложение,
- недостаточный словарный запас,
Публикация «Консультация для воспитателей, Мнемотехника в детском саду» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
-бедная диалогическая речь: не могут грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
-так же не могут построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ,
-плохая дикция.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения. Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехники.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т. е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Для чего нужна мнемотехника? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.
Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.
Этап 4. в старшем возрасте Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?». Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо делать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы. В старшем возрасте мнемотаблицы можно делать одного цвета. Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц.
С помощью мнемотаблиц можно разучивать стихотворения, загадывать и отгадывать загадки, пересказывать, составлять рассказы, описывать предметы. Сейчас уважаемые коллеги мы свами попробуем составить небольшие рассказы по мнемотаблицам.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
•помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение Развивает графические навыки.
Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Спасибо за внимание!